В середине июня парламент Исландии почти единогласно одобрил законопроект, который предлагает создать в стране информационное убежище. Вернее, предоставить защиту журналистам и информационным ресурсам, содержащим компрометирующие кого-либо материалы.
В Исландии проживает 317 тысяч человек. В 2007 году страна занимала первое место по ооновскому индексу развития человеческого потенциала. Заодно это и одна из самых экологичных стран - почти все электричество здесь получают с помощью геотермальных электростанций.
До этой во всех отношениях прекрасной страны финансовый кризис добрался в конце 2008 года. Весной 2009 года в Исландии сменилось правительство, а три крупнейших банка были национализированы. Требовалось найти выход, и он был найден. Теперь Исландия станет домом для тысяч серверов.
Законопроект, о котором идет речь, - часть большой Исландской современной медиаинициативы (Icelandic Modern Media Initiative), стартовавшей еще два года назад. Довести ее до ума позволил сайт Wikileaks, попросивший исландское правительство о защите. Сейчас серверы ресурса распределены по всему миру, чтобы исключить возможность одновременного закрытия. Исландский закон дал бы Wikileaks гарантии неприкосновенности.
Wikileaks известен тем, что публикует самые неудобные документы и утечки данных. Одной из самых известных публикаций сайта является видеоролик "Collateral Murder", где изображен обстрел мирных багдадцев и репортеров Reuters с борта американского военного вертолета. Неудивительно, что главный редактор Wikileaks Юлиан Ассанж (Julian Assange) - один из самых активных защитников новых норм, гарантирующих ему и его помощникам свободу.
Инициатива не ограничивается законом. Ее составными частями также являются Премия за свободу выражения (первая исландская международная премия), гарантии защиты для осведомителей и анонимных источников, а также тайны коммуникации между журналистом и его источником.
Закон также освобождает от ответственности операторов и провайдеров информационных услуг и защищает граждан и организации от международных исков о клевете. Кроме того, действует механизм защиты участников судебного процесса.
На практике это означает, что можно свести к минимуму юридические риски, связанные с содержанием хранимых или обрабатываемых материалов, перевезя серверы в Исландию. Так, например, уже поступили две организации - одна из Таиланда, другая из Германии.
Журналисты называют реформированную таким образом Исландию "битовой Швейцарией". Последняя, как известно, свято хранит тайну вкладов. Как дело будет обстоять с распространением информации, не совсем ясно. За защитой информации от блокирования и цензуры могут в конечном итоге обратиться и плохие парни - распространители детской порнографии, интернет-мошенники, провокаторы.
Надо думать, что с ними будут бороться, потому что свобода выражения заканчивается там, где начинается территория закона. Кроме того, есть международные организации, требования которых очень весомы - вряд ли исландцы захотят им перечить. В конце концов, по слухам, даже швейцарские банки делятся информацией со следователями в особых случаях.
Стоит отметить, что власти Исландии ничего не изобрели, только собрали воедино существующие решения. В случае конфликтов они могут для защиты своего убежища опереться на те образцы, которые позаимствовали у других стран. В Швеции, например, защита журналистских источников доходит до крайности. Репортер, "сдавший" свой источник, может понести уголовную ответственность.
В Бельгии действует норма, согласно которой разговоры источников с журналистами не являются доказательствами в суде. Законы о свободе информации, принятые в Норвегии и Эстонии, обязывают власти публиковать реестры документов - включая секретные. Наконец, штат Нью-Йорк защищает своих жителей от международного преследования по делам о клевете. Такие дела рассматриваются только в том случае, если в другой стране принят закон, эквивалентный Первой поправке к конституции США.
О возможности создания убежища, защищающего журналистов и издателей от цензуры в интернете, говорилось давно. Этой идее посвящена даже художественная литература. Так, в "Криптономиконе" Нила Стивенсона главные герои создают информационное убежище в выдуманном султанате Кинакута. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются герои этого произведения, является прокладка толстого кабеля по дну океана - "убежищу" требуется сверхбыстрый канал связи с остальными сегментами Сети.
Исландия чем-то похожа на Кинакуту. Очень мало населения, островное государство, прогрессивные власти. Вдобавок к этому - "зеленая" энергетика и холодный воздух, позволяющий сэкономить на охлаждении серверных. В описании исландского проекта говорится, что у государства уже есть быстрые подводные каналы связи с внешним миром, однако не все в это верят.
Исландия соединена с другими странами двумя оптоволоконными кабелями. Первый, Farice 1, в настоящее время обеспечивает пропускную способность в 20 гигабит в секунду и может увеличить этот показатель до 720 гигабит. Второй, CANTAT 3, может обеспечить передачу данных на скорости в 5 гигабит в секунду в каждом направлении. У него в запасе 2,5 гигабита.
Если крупные компании переведут свои дата-центры в Исландию, пропускная способность этих двух кабелей будет быстро исчерпана. Власти страны планируют проложить новые каналы, однако после опустошительного финансового кризиса их хватает только на принятие прогрессивных законов.
Александр Амзин
Источник: Lenta.ru