Проект закона «О телерадиовещании», любимое дитя Министерства связи и информации,
Бахтыжан, Вы какой придерживаетесь точки зрения?
Сам по себе закон вполне нормальный. Как вы знаете, у нас основные проблемы начинаются тогда, когда закон начинают трактовать и применять. И вот с этой точки зрения в законе много недоговоренностей, которые могут толковаться очень неблагоприятно почти для всех участников телевизионного рынка, что неминуемо отразится на телезрителях. И мне кажется, задача этого закона, по крайней мере по задумке его создателей, под прикрытием громких слов о поддержке ТВ окончательно перекрыть доступ казахстанцам к неконтролируемой «Ак ордой» информации.
То есть Вы считаете, что уровень национального ТВ этот закон не поднимет?
Выбранный государством подход, а данный закон нужно рассматривать в совокупности с техническим решением по развертыванию цифрового вещания в Казахстане, окончательно похоронит национальное ТВ.
Жесткое заявление...
Давайте рассуждать вместе.
А далее представьте себе обычного зрителя, у которого
То есть будут ли зрители новой системы больше смотреть казахстанские каналы внутри этих пакетов? Или будут относиться к ним, как к «Целине» в нагрузку к собранию сочинений Дюма? Я думаю, читатели старше 40 лет поймут, о чем речь...
Так вот, по новому закону вводится различие между ТВ‑компаниями и ТВ‑оператором. То есть вещание всех каналов будет производиться не через собственное вещательное оборудование, а через единого государственного или плотно контролируемого государством оператора (типа «Кателко»).
Неужели столь существенно, на каком оборудовании работать своем собственном или через оператора?
Я проиллюстрирую для неспециалистов свою мысль примером из моего опыта работы в телекомпании. В свое время на телеканале «Тан» мы вещали через наш собственный передатчик на телебашне это называется эфирное вещание, и по договору через сеть «Алма-ТВ» то есть через кабельного оператора.
После начала конфликта с учредителями
Причем от нашего предложения привезти им за пару дней новый передатчик и его установить они отказались. И мы остались только с эфирным вещанием. Я думаю, похожая схема может применяться и для всех возможных будущих обострений.
То есть интерес олигархов к ТВ резко уменьшится. Само понимание того, что устойчивость вашего инструмента зависит от одной кнопки, охладит пыл учредителей. Распродавать телеканалы, я думаю, никто не будет, но и вкладывать значительные средства в развитие новостных служб, в техническое оснащение каналов будут гораздо менее охотно. Что неминуемо, раньше или позже, отразится на качестве телевизионного контента.
Что это значит?
Это значит, что в час «икс» все ТВ‑каналы могут быть легко выключены, а любой кусок эфира, неугодная передача или блок новостей так же легко и безболезненно вырезаны. Для этого предусмотрена техническая возможность. В законе она описана как необходимость вырезать эротическую сцену из зарубежного вещания, но понятие «эротика» у нас порой приобретает причудливые формы, особенно у отдельных депутатов. Таким образом, любой канал из цифрового может быть легко блокирован целиком (ой, у вас сгорел передатчик, модулятор именно вашей частоты и т. д.) или просто и изящно будут вырезаны и заменены только определенные нежелательные передачи.
И наконец,
Единственно конкурентными с точки зрения реального зрительского интереса сейчас являются сильные региональные, местные телекомпании. У них есть то, чего никакой зарубежный канал дать не может. И вот как раз они и попадут под удар нового закона. Кто будет включен в цифровой пакет? А кто нет? На каких условиях? Кто это решит? Что из собственности придется отдать? Или какие политические гарантии придется подписать?
Я думаю, результатом будет «хабаризация» последних региональных компаний с неизбежной постепенной потерей конкурентности и аудитории.
А как согласно этому проекту будет регулироваться иностранный контент?
Иностранный контент, он разный. Можно образно сказать, что есть ВВС и есть
О явном. Иностранные каналы, желающие попасть в цифровые пакеты наземного или спутникового вещания и получать доходы за продажу своего контента, должны будут зарегистрироваться через свои филиалы или представительства. Соответственно, появляются следующие рычаги давления на иностранную компанию/вещателя: а) вырезание части контента (механизм описан выше) или «технические неполадки»; б) хулиганские нападения на сотрудников представительства; в) уголовные дела на сотрудников представительства; г) отзыв регистрации, временное выключение из пакета; д) исключение из пакета.
Как видим, репертуар привычный, и понятно, что применять его против иностранного вещателя будут в исключительных, крайних случаях. Когда не будет срабатывать чувство внутренней цензуры у иностранного канала.
Возьмем, к примеру, случай с НТВ и фильмом «Крестный Батька». Если вдруг
Но это Вы говорили о тех ТВ‑каналах, которые решат открывать свои представительства внутри Казахстана. А те, кто не захочет?
Вторая категория вещателей это явные персоны нон грата, поэтому для них требование регистрации не актуально. Они как выходили на своих спутниках, так и будут выходить. Но именно для них в закон заложены специальные ограничения.
Например, такие: «Запрещается использование радиоэлектронных средств приема и передачи сигнала телерадиовещания, создающие помехи иным радиопередающим и/или радиоприемным средствам связи и несоответствующие заявленным техническим параметрам» и «для обеспечения индивидуального спутникового приема телевизионного сигнала должны использоваться наземные спутниковые приемные устройства, прошедшие подтверждение соответствия в соответствии с Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании».
Средства приема, то есть обычная тарелка, помех производить не могут и технические параметры там несложные, но если хорошо присмотреться, то можно будет найти к чему придраться...
Или такое: «Местные представительные органы устанавливают требования по размещению индивидуальных спутниковых приемных устройств на соответствующей административно-территориальной единице в соответствии с утвержденным техническим регламентом». То есть если у вас неправильная тарелка, ее нужно будет снять...
Ну и напоследок: «Распространение теле-, радиоканалов посредством интернет-ресурсов осуществляется на основании лицензии». То есть таким образом подвели законодательную базу под блокирование интернет-вещания. Например, того же спутникового
Подведем итоги. Что же тогда получит зритель от этого закона?
Подводя итоги, можно сказать: что у правительства на уме, то у сенатора на языке. Призрак
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Источник: Газета «Голос Республики» № 02 (178) от 21 января 2011 года