Установившийся в эпоху интернета новый тип доступа к производству и распространению информации меняет мир. Эти изменения гораздо глубже, чем пресловутый переход с бумаги на цифру.
Андрей Мирошниченко, Slon.ru
Благодаря Маклюэну мы знаем, что устройством коннекта и контента можно объяснить состояние цивилизаций, по крайней мере, не хуже, чем развитием технологий, идеологий или производственных отношений. Потому что технологии или общественная жизнь сами зависят от способа обращения информации. Установившийся в эпоху интернета новый тип доступа к производству и распространению информации меняет мир. Эти изменения гораздо глубже, чем пресловутый переход с бумаги на цифру.
Новое удобно описать с помощью адаптем. Адаптема ключевой фактор неизбежных изменений, осознание которого позволяет привыкнуть к будущему и управлять настоящим.
В серии колонок «Адаптемы медиа» я хочу предложить 25 адаптем, описывающих наиболее важные изменения (уже происходящие и еще предстоящие) в общественном производстве, распространении и потреблении информации.
Адаптема 1. Освобождение авторства третье освобождение текста
В истории можно выделить три периода глобального освобождения текста. Первое освобождение текста создание демотического письма в Древнем Египте. Это было освобождение письменности. Письмо стало доступно за пределами дворцов и храмов. В результате они утратили монополию на информацию. Процесс шел несколько столетий и привел к крушению царств. Следом выросли новые цивилизации, вооруженные фонетическим письмом: Греция захватила умы, а Рим земли.
Второе освобождение текста связано с Гутенбергом. Печать удешевила книги, дала простым людям доступ к Библии. Это было освобождение чтения. Началась Реформация, последовали религиозные войны, политические революции, научно-технический прогресс. Возникло современное общество.
Сегодня мы переживаем третье освобождение текста освобождение авторства. Компьютеры, объединенные в сеть, дали любому человеку ничем не ограниченное право сообщать другим свои мысли.
Если исторические аналогии верны, то масштаб ожидающих нас катаклизмов тоже сопоставим. Власть старых авторитетов (духовенства, государства) всегда рушилась вместе с утратой сакральной монополии на информацию. Следом разрушался общественный, политический, экономический уклад. Освобождение текста каждый раз заставляет общество сбрасывать старую форму, как змея кожу.
Адаптема 2. Жажда отклика топливо интернета
Для того чтобы сообщить свои идеи неограниченному кругу лиц, в прежние времена требовалось стать признанным автором. То есть получить санкцию на опубликование и доступ к средствам опубликования. Сейчас такие средства есть у всех, а санкция не нужна.
Но что заставляет людей пользоваться обретенной свободой? Жажда отклика. Очевидно, это базовый инстинкт социального существа: добиться от окружающих реакции на свои действия и идеи. Сумма взаимных реакций это связь между людьми, которая и образует общество.
Конечно, никакой юзер такими категориями не мыслит. Просто хочется, чтобы френды и незнакомые
Жажда отклика лежит в основе любого социального взаимодействия, а интернет дал техническую возможность утолять эту жажду весьма просто. Люди не могли не хлынуть в открывшуюся дверь.
Адаптема 3. Публикаторство из возможности превращается в обязанность
Уезжая в глушь,
Наконец, если мы хотим купить у фирмы «Восход» турпутевку, заходим в интернет и не обнаруживаем там информации об этой фирме, то путевку у нее мы не купим.
Присутствие в сети становится обязательным. Публикуюсь значит существую. Публикаторство из возможности превращается в обязанность. И чем дальше тем больше. Это логично, ведь публикаторство является условием социализации. Если человека нет в сети хотя бы в отраженном виде то его нет. Нет для других, нет как социального существа. Сейчас это еще не на 100% так, но дело к тому идет. У разных субъектов своя мера этой активности, но в целом объем участия будет стремиться к объему возможности.
Источник: МедиаПрофи