В первом полугодии 2011 года общий размер телевизионной аудитории сократился на 3%, говорится в исследовании аналитиков OMD MD|PHD Group (входит в BBDO Russia Group).
Произошло это в первую очередь за счет ухода зрителей в Интернет. Телеканалам приходится идти на различные ухищрения, бороться на новую аудиторию, по максимуму использовать разрешенное законом количество рекламного времени и оптимизировать эфирную сетку. Пока им удается оставаться на плаву и даже наращивать объем проданной рекламы.
В январе—июне объем проданной рекламы в федеральном эфире телеканалов вырос на 2%, до 745,545 млн закупочных пунктов рейтинга (GRP, условная единица при продаже телерекламы, отражает количество зрителей, увидевших рекламный ролик). При этом смотреть телевизор стали меньше. Опрошенные РБК daily участники рынка говорят, что Интернет постепенно отбирает аудиторию у ТВ — этот процесс практически невозможно остановить.
Наиболее заметное изменение количества целевых GRP произошло на двух телеканалах холдинга «СТС Медиа» — СТС и «Домашнем», что было вызвано падением средней доли этих каналов. В частности, доля канала СТС снизилась с 12,1% в первой половине 2010 года до 11,1% в аналогичном периоде 2011 года. Доля «Домашнего» упала с 3,2 до 3% соответственно.
У холдинга «Профмедиа» (ТВ-3, MTV, 2х2) количество GRP увеличилось только на канале 2х2, в основном за счет 13-процентного роста доли аудитории за первую половину 2011 года. На ТВ-3 сокращение рекламы составило почти 16%. Падение телеаудитории на канале MTV было более ощутимым и составило 33%, при этом уменьшение GRP оказалось не таким существенным. Телеканал отказался от региональных рекламных блоков в пользу федеральных, за счет чего объем рекламы в секундах увеличился на 19%, что частично компенсировало падение эфирных показателей (общее телесмотрение и доля).
«Первый канал», по словам авторов исcледования, продолжает идти по пути омоложения аудитории. На телеканале ТНТ 9-процентный рост GRP был вызван увеличением доли телеканала на 6%, а также открытием дополнительных рекламных объемов.
Наиболее успешными с точки зрения роста рекламного инвентаря были каналы, входящие в «ЮТВ Холдинг» («Муз-ТВ» и «Семерка»). «Муз-ТВ» прибавил 48% GRP, в основном за счет роста доли аудитории канала, а также увеличения эффективности рекламной сетки.
Доли телеканалов по баинговой аудитории в первой половине 2010/2011 гг., %
Канал | 2011 г. | 2010 г. | Динамика доли 2011/2010 гг. ,% |
Первый канал | 17,57 | 19,07 | -8 |
Россия-1 | 16,34 | 16,96 | -4 |
НТВ | 14,91 | 15,52 | -4 |
СТС | 10,8 | 11,76 | -8 |
ТНТ | 10,07 | 9,5 | 6 |
РЕН ТВ | 5,08 | 5,22 | -3 |
ТВЦ | 3,23 | 3,52 | -8 |
ТВ-3 (все 25-54) | 2,55 | 3,07 | -17 |
Домашний | 2,94 | 3,2 | -8 |
5 канал | 2,82 | 1,96 | 44 |
Муз-ТВ | 2,32 | 1,68 | 38 |
Семерка | 1,82 | 0,72 | 153 |
Россия-2 | 3,36 | 3,35 | 0 |
ДТВ | 2,07 | 2,03 | 2 |
Звезда | 1,8 | 1,82 | -1 |
MTV | 1,57 | 2,33 | -33 |
2х2 | 1,85 | 1,64 | 13 |
Источник: TNS .TV index , Orbita Map
Изменение инвентаря (GRP) на телеканалах в первом полугодии 2011/2010 гг.
Канал | Количество GRP | ||
Январь-июнь 2011 | Январь-июнь 2010 | Динамика 2011/2010 гг., % | |
Первый канал | 137 419 | 139 579 | -2 |
Россия-1 | 131 328 | 129 391 | 1 |
НТВ | 127 394 | 124 240 | 3 |
СТС | 70 927 | 76 600 | -7 |
ТНТ | 59 021 | 54 307 | 9 |
РЕН ТВ | 33 010 | 36 014 | -8 |
ТВЦ | 25 203 | 27 644 | -9 |
ТВ-3 (все 25-54) | 24 613 | 29 326 | -16 |
Домашний* | 24 115 | 26 663 | -10 |
5 канал | 19 829 | 14 535 | 36 |
Муз-ТВ | 16 613 | 11 202 | 48 |
Семерка | 15 324 | 4 720 | 225 |
Россия-2 | 14 680 | 12 681 | 16 |
ДТВ | 14 263 | 14 709 | -3 |
Звезда | 12 246 | 11 152 | 10 |
MTV | 10 120 | 12 958 | -22 |
2х2 | 9 439 | 8 200 | 15 |
Итого: | 745 545 | 733 921 | 2 |
Источник: TNS .TV index , Orbita Map, 01.01.10. – 30.06.10, 01.01.11. – 30.06.11, 05:00-29:00, BA
Источник: РБК daily