Радиостанция «Эхо Москвы», которой в воскресенье исполнилось 20 лет,
Впервые в эфир радиостанция вышла 22 августа 1990 года.
Как это было
Основатель и первый главный редактор «Эха» Сергей Корзун считает, что принципы радиостанции, заложенные еще
«К моей радости могу сказать, что кардинальным образом ничего не изменилось. Ровно те принципы невранья, предоставления информации со всех сторон, которые были заложены, они соблюдаются четко и незыблемо», сказал Корзун РИА Новости.
По его словам, «Эхо» создавалось для того, чтобы людям «лапшу на уши не вешали».
«Многие из нас, включая Сергея Бунтмана (в настоящее время первый заместитель главреда радиостанции) работали на Иновещании Гостелерадио, во французской редакции. Там было разрешено и даже нужно было читать западные газеты и журналы в оригинале, поэтому мы были в курсе того, что происходило в СССР, и как это оценивал Запад. Хотели, чтобы нормальная информация была и у нас в стране», сказал собеседник агентства.
«Поэтому со стороны журналистов был позыв выстроить радио, на котором не стыдно было бы работать. Скажу, что и до сих пор не стыдно», добавил он.
По мнению Корзуна, «Эхо Москвы» было и остается «антицензурным» радио.
«Ставка с самого начала была сделана на прямой эфир, прямые вопросы и комментарии слушателей, в том числе по телефону. На Эхе до сих пор действует принцип открытого микрофона: по телефону позвонил сразу попал в эфир, без предварительных переговоров с редактором», отметил Корзун.
Главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов также утверждает, что цензуры на радиостанции нет.
«Собственно говоря, создание Эха это создание протестного радио. Мы возникли в эпоху, когда у государства была монополия на информацию, и те люди, которые создавали Эхо, делали ставку именно на это. Оно сейчас не является протестным, потому что государство не контролирует весь медиарынок, но при этом оно, конечно, антицензурное», подчеркнул он.
Аудитория
Аудитория у радиостанции тоже остается неизменной, утверждает руководство. «Целевая аудитория это мыслящие образованные люди, люди, которым небезразличны проходящие в стране процессы», сказал Корзун.
По словам Венедиктова, 83% слушателей «Эха» имеют высшее образование.
«Мы грузящее радио, мы не упрощаем язык и не упрощаем проблемы. Мы не даем ответы, а только ставим вопросы и поднимаем проблемы,
Среди слушателей «Эха» главный редактор «Русской службы новостей» Сергей Доренко, он работал на «Эхе» с 2004 по 2008 годы.
«Меня приучила слушать «Эхо Москвы» моя собака. Я завел собаку в марте 1991 года и вынужден был гулять по утрам. Поскольку я гулял как раз в 7 утра и всегда брал с собой транзистор, я перебрал быстро станции, которые существуют, и понял, что я слушатель «Эха Москвы», сказал Доренко РИА Новости.
20 лет спустя
Несмотря на отсутствие кардинальных перемен, некоторые изменения на «Эхе» все же произошли.
«Конечно, сейчас немножко другие условия существования, конечно, законодательство поменялось. Когда-то у (лидера чеченских боевиков Аслана) Масхадова можно было безболезненно брать интервью, и это не регулировалось», сказал Корзун.
Кроме того, по его мнению, поменялся формат.
«Если изначально Эхо задумывалось как информационное, даже отчасти игровое, развлекательное радио была музыка в дневное время, то сейчас, конечно, жизнь и конкурентная борьба заставляют менять форматы. Эхо сейчас остается информационной радиостанцией, но, в первую очередь, это все-таки дискуссионное радио», подчеркнул первый главред радиостанции.
Корзун считает, что сегодня информационных станций много, а «реальная дискуссия, наверное, только на «Эхе».
Известного адвоката и частого гостя на «Эхе» Михаила Барщевского привлекает в радиостанции, прежде всего, «полифония мнений».
«Мне нравится полифония мнений, причем именно полифония, а не какофония. Здесь можно услышать в один день Геннадия Зюганова и Сергея Миронова двух антиподов, Александра Проханова и Бориса Немцова еще двух антиподов», сказал Барщевский РИА Новости.
По словам собеседника агентства, «Эхо» его привлекает также командой молодых журналистов и опытных старых профессионалов, создававших российские традиции радийного эфира.
«Радиостанция хороша своим разнообразием. Мне нравится позиция Венедиктова о том, что у радиостанции нет редакционной политики. Конечно, в известной степени, это кокетство, потому что редакционная политика радиостанции это давать слово всем. И это очень важная, с моей точки зрения, и наиболее верная позиция для радиостанции, телеканала, газеты, для любого СМИ», сказал Барщевский.
«И вообще, там мои друзья», добавил он.
Мнение эксперта
Генеральный директор «Европейской медиа группы» Александр Полесицкий считает «Эхо Москвы» состоявшимся проектом, у которого есть резервы развития.
«Сегодня Эхо Москвы ведущее негосударственное разговорно-информационное радио в стране. По данным TNS, Эхо Москвы уверенно входит в десятку ведущих радиостанций Москвы, имея аудиторию, по объему примерно одинаковую с государственной радиостанцией Маяк, сказал Полесицкий РИА Новости.
По его мнению, Эхо, несомненно, наиболее плюралистичная из всех информационных станций страны, с устойчивой аудиторией и с доходом, позволяющим ей быть рентабельной.
Эху Москвы удалось стать радиостанцией decision maker? ов. При этом Эху, как и другим разговорным станциям в России, пока не удается привлечь массовую аудиторию наиболее активного возраста. 40% аудитории станции старше 55 лет (но это характерно и для Маяка)», отметил собеседник агентства.
«В общем и целом Эхо состоявшийся, практически культовый проект, у которого, тем не менее, есть резервы развития, прежде всего, в направлении изменения возрастной структуры», заключил эксперт.
Что ждет впереди
«Эху», действительно, есть куда двигаться и развиваться, считает главред радиостанции Алексей Венедиктов.
Также редакция будет «совершенствовать работу своих журналистов».
«Мы вводим новые семинары, учим наших журналистов быть быстрее. Сейчас возрастает поток информации. Пять лет тому назад три агентства РИА Новости, Интерфакс и ТАСС в минуту нам давали 16 новостей, сейчас 37 уже глаз не успевает. И это только три российских агентства, а если добавить иностранные, интернет, другие медиа газеты, телевидение, то журналисту надо обучаться агрегировать информацию», подчеркнул главный редактор.
Источник: Лениздат