Под предлогом подготовки к переходу телерадиовещания страны на цифровой формат ОА «Казтелерадио» предпринимает действия, которые противоречат интересам общества и государства и основополагающим законам страны. В марте 2012 г. она объявило конкурс по госзакупкам системы условного доступа для кодирования телепрограмм на наземном цифровом вещании. О том, что условный доступ не нужен и даже вреден, рассказала исполнительный директор Национальной Ассоциации телерадиовещателей Казахстана Шолпан Жаксыбаева на пресс-конференции 21 мая 2012 г.
Монополист Казтелерадио
В законе «О телерадиовещании», который был подписан президентом в январе и вступил в действие в марте 2012 г., населению гарантировано бесплатное получение двух телевизионных пакетов обязательного и свободного доступа. Предполагалось, что они будут получаться населением на свободных началах. Введение системы условного доступа (СУД) вводит свои коррективы. Если раньше любой житель Казахстана мог купить цифровое приемное устройство ресивер, Set Top Box у любого, имеющего лицензию, продавца оборудования, то теперь он будет вынужден покупать их только у тех, кто привязан к Казтелерадио. Это, естественно, скажется на ценах, мы вполне допускаем возможность ценового сговора.
По существующей международной схеме, которая, скорее всего, будет применяться и у нас, малоимущему населению будет выделена компенсация на приобретение ресиверов. Другие категории населения будут покупать эти ресиверы самостоятельно в специальных магазинах, у дилеров, которые будут определены Казтелерадио. Эти приборы будут условно стоить от 40 до 60 у. е.
Введение системы свободного доступа означает, что в ресиверы будет зашит специальный чип, который будет настроен на прием сигнала только с Казтелерадио. Его можно будет активировать с помощью специальной карточки Казтелерадио.
Такая система исключает появление на рынке альтернативных поставщиков.
А если Казтелерадио начнет транслировать и коммерческие каналы, то это будет означать передел рынка за счет государства. Потому что Казтелерадио это акционерное общество,
За семью печатями
Кроме того, неожиданность решения о введении системы условного доступа свидетельствует о том, что важные решения в отношении перехода страны на цифровой формат принимаются кулуарно, в закрытом формате. И это следствие того, что в Казахстане нет концепции развития телерадиовещания и в частности, перехода на цифровой формат. За время существования Ассоциации это уже четвертое министерство и четвертый министр, который занимается переходом на цифровое вещание. Приходит новый министр, появляется новая стратегическая программа развития телерадиовещания, каждый раз закладываются иные направления. А документа, который бы обозначил основные концептуальные моменты перехода страны на цифровое вещание, к сожалению, так и не появилось.
Ни разу за 11 лет ассоциация не была аккредитована при министерстве. Именно поэтому обо всех проектах постановлений мы узнаем в последнюю очередь. Понятно, что ассоциация, которая принципиально выражает свою позицию, не очень удобна государству. Мы за то, чтобы отрасль развивалась прозрачно, транспарентно.
У семи нянек дитя без глазу
Мало того, что многострадальная телерадиовещательная отрасль поменяла за семь лет четыре министра, сейчас вещание регулируется сразу двумя министерствами министерством культуры и информации и министерством транспорта и коммуникаций. Это означает удвоение армии чиновников. А эта армия будет еще помножена на разбазаривание средств, потому что когда несколько ведомств занимается расходованием средств это всегда бесконтрольно, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. И конечно, это вызывает большое беспокойство у участников отрасли.
В компании с Белоруссией
Система условного доступа дает возможность контролировать, какие программы смотрит абонент. СУД введена в Белоруссии. Мы хорошо знаем, как в Белоруссии контролируется информационное пространство. В сегменте интернета на какие сайты заходит человек, какую информацию он запрашивает. А в аналоговом телевещании какие каналы он смотрит. В любом случае, СУД является ограничением прав населения на доступ к информации в свободном формате, который гарантирован законом.
Мы идем в ногу с Белоруссией. Ни в России, ни в Украине такой системы не предусмотрено.
Сюрпри-и-из
Согласно Женевской конвенции, 17 июня 2015 года весь мир должен отключиться от аналогового телевидения и перейти на цифру. Казахстан этот переход запланировал на начало 2015 года. Но пока сложная картина перехода на цифровое телевещание более или менее известна и понятна узкому кругу специалистов. Хотя уже сейчас государство должно вести информационную кампанию среди населения, объяснять, что такое цифровое телевидение. А как бы не получилось сюрприза для граждан Казахстана, когда включив летом 2015 года телевизор, они обнаружат, что он не работает.