На этой неделе Верховный суд одобрил проект постановления, которое разъясняет судьям практику применения закона «О СМИ». В проекте содержится много важных уточнений старейшего российского закона например, за какую информацию СМИ будет нести ответственность, а за какую нет, что такое цензура, а также отвечают ли интернет-издания за комментарии читателей в форумах. Предполагается, что документ, который нашел поддержку журналистов, будет принят до конца апреля.
У российских законодателей в последнее время стало входить в моду косо поглядывать в сторону СМИ, придумывая, как бы подкорректировать документ, регулирующий работу журналистов. Не в последнюю очередь этому способствовало то, что закон о средствах массовой информации, принятый еще в 1991 году, серьезным изменениям за все время своего существования не подвергался. Это упущение неоднократно пытались исправить, причем в последний раз на закон о СМИ замахнулись единоросы, воспользовавшись недавними терактами в московском метро.
Несмотря на абсурдность предложенной ими идеи запретить журналистам передавать заявления террористов, очевидно, что за 19 лет, прошедших с принятия закона о СМИ, некоторые его положения давно требуют разъяснений. Причем помимо собственно журналистов в этих разъяснениях остро нуждаются судьи, которые рассматривают дела, касающиеся работы СМИ.
Для того чтобы разрешить неясные вопросы, Верховный суд подготовил проект постановления «О практике применения судами закона о СМИ». Первое чтение проект прошел на минувшей неделе, что вызвало одобрение представителей медийного сообщества. В то же время не все уверены в том, что постановление будет принято в том виде, в котором его рассматривал пленум Верховного суда уж больно оно выходит благостным.
При этом нельзя будет отказывать сайтам в регистрации как СМИ. Для регистрации будет необходимо лишь желание издателя, причем желание абсолютно добровольное никто заставлять регистрировать все сайты как СМИ не вправе. Лицензия на вещание при этом будет не нужна, поскольку интернет-ресурсы не используют технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания. Это важное уточнение, которого в самом законе о СМИ, в силу неразвитости интернета в момент его принятия, естественно, не было.
Особое внимание Верховный суд уделил контенту. По закону о СМИ, издания не несут ответственность за информацию, полученную ими от информагентств, но обязаны давать ссылку на агентства при использовании их сообщений. Однако, как говорится в проекте постановления, даже если эту ссылку и не поставить, СМИ все равно не будут нести ответственность за такую информацию.
Полный текст |
Проект постановления пленума Верховного Суда РФ |
Один из важнейших пунктов проекта касается предъявления претензий к СМИ за высказывания чиновников и вот тут, к сожалению, Верховный суд допустил двусмысленность. Известно, что многие политики любят подавать в суд на СМИ, которые приводят слова других чиновников далеко не всегда лестные. Последний пример иск Олега Митволя к Владимиру Жириновскому и телеканалу «Россия» за то, что телеканал показал (в прямом эфире, между прочим) то, как лидер ЛДПР обличает московских чиновников. В проекте постановления есть упоминание таких эпизодов, однако исходя из позиции ВС, ответственность за цитирование чиновника со СМИ будет сниматься лишь в том случае, если его выступление было официальным. Таким образом если, чиновник просто дал интервью, а СМИ это интервью опубликовало, журналист будет нести за него всю полноту ответственности.
Еще один спорный, однако не менее важный аспект содержится в пункте о распространении сведений о личной жизни граждан. Согласно закону о СМИ, такие сведения (в том числе, добытые при помощи скрытой техники) без согласия гражданина можно распространять лишь в том случае, если это необходимо для защиты общественных интересов. К общественным интересам, как уточняет ВС, относится лишь «потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде».
Таким образом суд отделил папарацци, которые охотятся на звезд ради удовлетворения любопытства своей аудитории, и журналистов, занимающихся не всегда открытым сбором информации о не всегда законной деятельности политиков. Политические деятели вообще удостоились отдельного упоминания в проекте постановления: судьям предписано более внимательно относиться даже к «весьма спорным» фактам, упомянутым в СМИ, которые способны оказать влияние на обсуждение в обществе вопросов, связанных с их деятельностью. Однако выделяя политиков в особую категорию, ВС упускает из виду то, что многие чиновники формально не являются политическими деятелями, хотя их деятельность представляет не меньшую общественную значимость.
Полный текст |
Закон о СМИ |
Нельзя не упомянуть и то, что ВС расширил понятие «цензура», которое в законе о СМИ объясняется лишь как «требование от редакции со стороны должностных лиц, госорганов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов».
Как поясняет проект постановления, журналисты совершенно не обязаны предоставлять на согласование интервью с каким-либо должностным лицом и имеют право самостоятельно подвергать его редактуре. Не искажая, разумеется, смысла его слов. При этом главный редактор имеет право требовать обязательного предварительного согласования материалов (и это не является цензурой), а вот учредитель может выдвигать такие требования лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена в уставе СМИ.
Впрочем, оговаривается ВС, цензура в России все же возможна в случае введения чрезвычайного или военного положения.
Всего в проекте постановления 34 пункта, многие из которых не менее интересны, чем перечисленные выше. Например, тот, что обязывает суды при рассмотрении дел о злоупотреблении свободой СМИ изучать не только слова и выражения, но также контекст и общественно-политическую обстановку. Или тот, который напоминает судьям, что юмористический и сатирический жанр в СМИ допускает большую степень преувеличения и даже провокации при условии, что общество не вводится в заблуждение относительно фактической стороны дела.
В целом, проект получил одобрение со стороны специалистов. «Обычно такого рода документы мы привыкли видеть ужесточающими, и у нас были определенные опасения, когда мы только получили этот проект. Но ознакомившись с ним, члены комиссии и эксперты были приятно удивлены, насколько взвешенным оказался подход как к СМИ, так и к интересам общества», приводит «Московский комсомолец» слова своего главного редактора, а заодно и председателя комиссии Общественной палаты Павла Гусева.
«Главное, чтобы окончательный вариант постановления был принят в том виде, в каком его одобрил пленум ВС», вторит ему через «Коммерсант» секретарь Союза журналистов России, один из авторов действующего закона о СМИ Михаил Федотов. Впрочем, у радости от грядущего принятия столь важного документа есть легкий оттенок грусти. Как заключил в беседе с «Российской газетой» журналист Александр Архангельский: «Мы живем в мире, где приходится радоваться, что дважды два четыре».
Ярослав Загорец
Источник: Lenta.ru