Для журналистов выполнение служебных обязанностей во время различных акций в Беларуси граничит с риском для жизни или, как минимум, для аппаратуры. Акция, прошедшая в Минске вечером 19 декабря, еще раз это подтвердила так или иначе, пострадали многие журналисты.
Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ) выступила с заявлением, в котором выразила решительный протест против насилия в отношении журналистов. Белорусский электорат, тем временем, как и прежде, имеет одностороннюю информацию из официальных СМИ. В Байнете с воскресного вечера перебои.
Итак, информация о том, что происходит на площадях сначала Октябрьской, затем Независимости поступала в основном только с экранов телевизоров, то есть для большинства белорусов от журналистов Первого канала, ОНТ и СТВ. Они показывали немногочисленных собравшихся около катка на Октябрьской площади, затем хулиганов, которые били окна в Доме правительства. При этом подчеркивалось небольшое количество собравшихся около трех тысяч. Акцент делался на провоцировании погромов со стороны оппозиции.
Вместе с тем Первый канал цитировал БелаПАН: «Несколько тысяч демонстрантов находятся возле Дома правительства. С 22 часов они начали выламывать двери в здание». Здесь необходимо отметить БелаПАН давал другую цифру собравшихся 20 тысяч. Давал БелаПАН и другую информацию. При этом сайт агентства и сайт naviny.by в это время работал со значительными перебоями. Впрочем, как и другие белорусские негосударственные информационные ресурсы. Отметим, что сайт государственного агентства БелТА при этом загружался без проблем и обновлялся регулярно.
«Белорусское общество было абсолютно дезинформировано по поводу целей этого мероприятия, количества участников и их действий, а также жестокости, с которой действовали сотрудники милиции во время разгона мирной акции», подчеркивается в заявлении Белорусской ассоциации журналистов, распространенном утром 20 декабря. БАЖ выразила протест против формы освещения ведущими государственными электронными СМИ мирной гражданской акции.
Заместитель председателя БАЖ Андрей Бастунец сообщил naviny.by, что БАЖ также выражает решительный протест против «шокирующего факта применения силы сотрудниками милиции в отношении журналистов и общественных активистов вечером 19 декабря».
Как минимум 20 журналистов, по данным БАЖ, были задержаны, еще столько же были избиты сотрудниками милиции. «Таким брутальным образом власти в очередной раз выразили свое абсолютное неуважение к базовым гражданским и профессиональным правам», говорится в заявлении.
«Правоохранители жестоко избили наших коллег, повредили и отняли их профессиональную аппаратуру, не обращая внимания на актуальные журналистские удостоверения», подчеркивает Андрей Бастунец. В заявлении отмечается, что пострадали репортеры белорусских СМИ и официально аккредитованные в стране иностранные журналисты.
Отмечается, что задержания проходили, «грубо и безосновательно нарушая профессиональные права наших коллег на беспрепятственный сбор информации».
Как сообщила в онлайн-репортаже «Салідарнасць», спецназовцы сорвали с корреспондента этого интернет-издания Руслана Горбачева пресс-карту и нанесли ему несколько ударов. Это произошло на площади Независимости. Там же сотрудники ОМОН избили редактора сайта Хартии97 Наталью Радину. Журналистку несколько раз ударили по голове.
Также досталось фотокорреспонденту БелТА Виктору Толочко. Его тоже избили.
За 15 минут до полуночи пресс-служба БАЖ узнала о задержании члена организации Ильи Кузнецова. Он сам позвонил из милицейской машины и сообщил, что его везут в спецприемник на Окрестина. Его машину остановил автомобиль ГАИ, когда он подвозил с площади Независимости кандидата в президенты Андрея Санникова, у которого после стычек со спецназом была повреждена нога, и его жену, журналистку Ирину Халип.
Сотрудники милиции составили в отношении журналиста протокол по ч. 1 ст. 23.34 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение порядка организации или проведение массового мероприятия или пикетирования». «В набранном на печатной машинке тексте протокола говорится, что я принимал активное участие в митинге, выкрикивал лозунги Жыве Беларусь! и Уходи!, а также не подчинялся требованиям сотрудников милиции», сказал Кузнецов БелаПАН.
По словам журналиста, он дописал в протоколе, что не принимал участия в митинге, не выкрикивал никаких лозунгов и подчинился первому же требованию сотрудников милиции. Он также отметил, что в ходе акции протеста выполнял профессиональные обязанности. Тем не менее Кузнецова осудили на 15 суток.
Был задержан фотожурналист «БелГазеты» Вадим Замировский. Его погрузили в автозак и увезли в неизвестном направлении.
Задержали независимую журналистку, члена БАЖ Татьяну Бубликову она осуждена на 10 суток, а также съемочную группу из Санкт-Петербурга, белорусского журналиста Тимофея Касперовича, корреспондента польской «Gazetа Wyborczej» Анджея Почобута.
На площади Независимости был задержан журналист TUT.by Константин Лашкевич. «Константин был задержан ближе к полуночи и провел в милиции около четырех часов. Протокол в его отношении не составлялся», сообщила главный редактор портала Марина Золотова.
Радио «Свобода» сообщила об избиении своего корреспондента Олега Груздиловича, которому к тому же сломали камеру. Под дубинки и кулаки «людей в черном» попали операторы телеканала Russia Today Антон Харченко и Виктор Филяев (у обоих обширные гематомы) и оператор российского канала
С журналистами не церемонились. Так, в ходе освещения шествия колонны Владимира Некляева в сторону Октябрьской площади около 19 часов им перегородила машина ГАИ. Потом появились спецназовцы, в толпе раздались взрывы, и всем велели лечь на землю. Как участников акции, так и журналистов, которые освещали это событие, уложили лицом в снег. Среди присутствующих был и журналистов БелаПАН Антон Тарас. Был избит корреспондент The New York Times Джон Хилл при попытке показать спецназовцев свою аккредитацию он получил удар в глаз.
Всем представителям СМИ грубо приказали выключить аппаратуру. Отобранные фотоаппараты клали на спину журналистам, которые лежали лицом в снег.
Часто работающий на уличных акциях журналист БелаПАН Василий Семашко отмечает, что в последнее время акции в Минск малочисленны, поэтому журналисты и милиционеры, как правило, визуально знают друг друга. 19 декабря, говорит Семашко, было много участников. Власти привлекли внутренние войска, которые не имеют соответствующей квалификации для работы на подобных мероприятиях. В результате происходили неожиданные ситуации, когда в случае провокации или без нее журналисты оказывались жертвами действий силовиков.
«У тех и других сдают нервы. Однако мой опыт работы на акциях показывает, что сами ОМОНовцы в большинстве случаев не принимают решения о действиях по отношению к журналистам. Стиль поведения, как правило, диктуется приказом сверху», отмечает Василий Семашко.
Отметим, что БАЖ требует немедленного расследования всех случаев насилия против журналистов и препятствий для их профессиональной деятельности, а также привлечения всех виновных к ответственности.
К слову, в заявлении посольства США, опубликованном 20 декабря, говорится, что «Соединенные Штаты решительно осуждают насилие, имевшее место в Беларуси в день выборов»: «Мы особо обеспокоены чрезмерным применением силы со стороны властей, в том числе избиением и задержанием нескольких кандидатов в президенты и насилием против журналистов и активистов гражданского общества».
Политолог, эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич сказал naviny.by, что не видит в поведении властей в отношении журналистов ничего нового, потому что для режима Лукашенко журналисты такие же враги, как и оппозиция.
«Лукашенко ведет войну с негосударственными СМИ еще со времен прихода к власти. Единственное новое обстоятельство это игра с Европой. При этом угроза расширения пространства свободы в представлении белорусских властей опаснее, чем непризнание выборов ЕС. Что касается блокировки независимых сайтов в Байнете вечером 19 декабря, это стало превентивной мерой и демонстрацией страха перед распространением информации о событиях на Площади. С точки зрения власти, пойди информация об акции на Площади в интернет, ее участников могло быть гораздо больше, чем 20 тысяч», подчеркнул Карбалевич.
Источник: Белорусский партизан