В эпоху закручивания гаек на медиапространстве, когда по экрану, словно в память о советской эпохе, бродят комбайны, а новостные программы посвящены исключительно перемещениям Лидера нации по стране, единственными источниками альтернативной информации остаются интернет-сайты и газеты. При этом газетный бизнес, как показывает практика, был и остается одним из наиболее уязвимых как в экономическом, так и в политическом смысле.
Сегодня мерилом популярности независимой прессы является вовсе не увеличение тиража, а многомиллионные иски о защите чести и достоинства или деловой репутации. В этом году такую «государственную премию» получили газеты «Тас Жарган», «Республика» и «Уральская неделя». Ну а когда и иски не помогают «угомонить» независимое СМИ, начинается конфискация тиражей вкупе с давлением на издательский бизнес.
Президент Казахстанской ассоциации издателей газет и директор ТОО «Твой шанс» Сергей Миролюбов с таким понятием как «давление» знаком очень хорошо. Он был одним из тех, кто в суровом 2002 году взялся печатать опальную «Республику» в тот момент, когда ей отказали все типографии. И вкусил «ответной реакции» властей по полной, что называется, программе.
Впрочем, наш сегодняшний разговор не о тех временах, а о том, чем живет сегодня издательский бизнес, о пользе независимых изданий в принципе и о здравом смысле, которого у руководства нашей страны становится, похоже, все меньше и меньше.
Госзаказ как допинг
Сергей Николаевич, из дискуссий на медиакурултае стало понятно, что наших коллег в СМИ интересует отмена НДС и увеличение объемов госзаказов. А издательский бизнес какие проблемы сегодня испытывает?
Издательский бизнес это лишь часть информационного пространства Казахстана. Грубо говоря, есть большой механизм часы, а издательский бизнес маленькая шестеренка, даже не секундная и не минутная стрелка. И у этой маленькой части информационного пространства проблемы такие же, как у любого казахстанского предпринимателя. В том числе есть, конечно, и проблемы политические.
Для начала давайте остановимся на экономических. Можно ли сказать, что издательский бизнес серьезно пострадал от кризиса?
Кризис в большей степени ударил по тем типографиям, которые печатали журналы, а не газеты, так как в журналах стало меньше люксовой рекламы. Типографии, печатающие газеты, пострадали не так сильно. Есть даже небольшая тенденция, что ввиду потрясений в стране тиражи информационных и деловых газет по чуть-чуть растут. Соответственно, типографии даже стали немного больше зарабатывать денег.
Раз тиражи растут, зачем тогда СМИ просят увеличить объем госзаказа?
Проблемы издательского бизнеса это не маленькое количество госзаказов. Госзаказ, наоборот, только приносит вред. Это все равно что дать человеку рыбную котлету на пару, разжевать, да еще в рот положить, вместо того чтобы дать ему удочку и научить рыбу ловить. Что всерьез ударило по нашей типографии так это одномоментная девальвация. Автоматическое отнимание 25% дохода.
В чем это выразилось?
Мы производим полиграфическую продукцию, казахстанская составляющая там только электроэнергия и вода. На остальное (краска, пластины, бумага), все, из чего делается газета, накладываются пошлины. Но хотя на 25% выросла стоимость производства газет, мы цены практически не подняли, потому что знаем: если сделаем это, газеты разорятся или уйдут в другую типографию.
Многие предприниматели боятся последствий вступления Казахстана в Единый таможенный союз, поскольку повысятся таможенные пошлины на тысячи наименований товаров. А как,
Это очень сложный вопрос. Например, мы завозим российскую бумагу, но мы раньше не платили пошлин на нее только НДС методом зачета. Кроме того, бумага для типографий более высокого качества вся импортная, однако мы ее завозили по очень странному маршруту: из Финляндии и Германии в Алматы, а потом уже в Кустанай. Несмотря на то, что Кустанай на 2 тысячи километров ближе к Европе. Все это, конечно, сказывалось на себестоимости. Возможно, сейчас произойдет некая оптимизация логистики. Есть и еще один плюс.
Какой?
В приграничных регионах, на мой взгляд, экономика получит, наоборот, мощный толчок. В Челябинске, например, достаточно высокие зарплаты, высокая арендная плата, и в целом услуги типографии стоят дороже. Если раньше мы не могли предложить челябинским газетам услуги типографии, то теперь для нас открывается челябинский рынок. А там, я знаю, газетные типографии загружены очень сильно. Газет много, тиражность большая.
По местным СМИ бьют разнарядкой
Вы сами выпускаете региональное издание. Какую угрозу видят в вас местные чиновники?
Если газета выходит в регионе, то политические события, которые происходят в республике, или принятие
И как же борются с вами, региональными издателями?
Первое не приглашают журналистов ни на какие мероприятия. Если пришли не пускают. Если пришли и прорвались не дают комментариев. Просто отрезают от информации. Второе -директивная подписка. Это цветет махровым цветом! Делается это нагло, в открытую. И никакая прокуратура не может это запретить.
Более того, у прокуратуры своя разнарядка, равно как и у полиции. Даже круче, чем ситуация с вашей газетой. Вас не печатают в типографиях, но хотя бы делают видимость, что никто ничего типографиям не запрещает. А тут существуют даже документы например, за подписью заместителя акима или других чиновников, которые носят якобы рекомендательный характер, но отчет по цифрам подписавшихся строжайший.
Что же это за документы такие?
Раньше это называлось разнарядкой, а теперь может называться рекомендациями или контрольными цифрами. На основе этих рекомендаций и проводится подписная кампания все структуры (и бюджетные, и частные) снизу доверху должны еженедельно докладывать о том, на сколько газет подписались. Чтобы попасть в эту разнарядку, нужно пойти к акиму области или его заму и попросить включить издание в этот список, а потом пообещать, что мы, мол, будем к вам лояльны.
То есть этим изданиям дают деньги через госзаказ на то, чтобы они эту газету сделали, а потом еще и заставляют ее покупать путем директивной подписки. Взаимная любовь и полное согласие! Как Карим Масимов может говорить про засилье иностранных СМИ?! Он что, не знает эту схему?!
Вы говорили, что к многочисленным проблемам, с которыми приходится сталкиваться любым предпринимателям, у типографий зачастую добавляются и другие, политические. Что вы имели в виду?
Например, ситуация с вашей газетой. Достаточно телефонного звонка или неофициального разговора: «А помните, в 2002 году были некоторые несознательные типографии, которые пробовали печатать Республику? Чем для них это закончилось? Не верите спросите». Предприниматели по своей сути не склонны идти на необдуманный риск и лучше подумают о своих будущих доходах, чем поставят под удар свой бизнес.
Но зачем государству применять такие методы запугивания? Неужели оно не заинтересовано в развитии конкурентоспособных средств массовой информации?
Судя по тому, что на такое мероприятие, как медиакурултай, пришел вице-министр, вроде бы заинтересовано. Судя по законам например, о вмешательстве в частную жизнь или о регулировании интернет-пространства совсем наоборот.
«Ак орде» нужны свободные СМИ
Так что же надо сделать, чтобы региональная пресса зажила свободно?
При наличии независимого суда, при наличии внятной государственной политики все эти проблемы решаются очень просто. И вообще, я считаю, Администрация президента должна заботиться о независимых региональных СМИ.
С чего это вдруг?
Каждую область курирует инспектор из Администрации президента, который должен доносить объективную информацию о работе областного акимата, государственных учреждений, акима. Где он будет брать объективную информацию? Как он будет оценивать состояние дел в области?
Конечно, есть некие экономические критерии. Но с учетом нашей статистики можно нарисовать все что угодно. У инспектора может быть такой объективный инструмент, как независимая региональная пресса, которая будет вытаскивать наружу все, что в этой области происходит.
В моем понимании Администрация президента и все эти инспектора должны быть негласными хранителями независимой прессы в регионе только с этой точки зрения. Это здравый смысл, это даже не бизнес, не политика.
А у Администрации президента, случайно, нет поводов, чтобы беречь и общенациональную независимую прессу? Например, наше издание?
У нас в стране реализована ситуация как с Рокфеллером, которому приносили специально созданную газету про то, как все хорошо в стране. Есть же такие газеты, как «Казправда», «Егемен Казахстан» и много других.
Но любой здравомыслящий человек, переживающий за государство и искренне желающий добра своему народу, заинтересован в получении объективной информации. И никакая разведслужба, никакие аналитические структуры, которые имеют свои цели и задачи, ее не дадут.
Такую объективную информацию может дать только независимая пресса, у которой тоже есть свои цели и задачи, свои «скелеты в шкафу» с финансированием, личными симпатиями главного редактора. Но это и хорошо!
Да, «скелеты в шкафу» зачастую ставят в вину независимым изданиям...
В Америке одна из независимых газет на протяжении ста лет симпатизирует демократической партии. Меняются собственники, акционеры, но уже сложилась такая традиция, что в редакции симпатизируют именно демократической партии. Другая газета симпатизирует другой партии. А третья говорит, что все эти партии вообще фигня. Складывается некая мозаика, и это своего рода срез, общественное мнение.
Но ведь у нас очень мало газет, которые действительно выражают собственное мнение. То есть «общественный срез», мягко говоря, не отражает действительности?
На международных мероприятиях любят говорить, что у нас в Казахстане всего лишь 35 государственных СМИ и 5897 негосударственных. Смотрите, мол, какой у нас замечательный рынок.
Ну и, кроме того, большой кусок медийного пространства контролируется не государством, не Администрацией президента, как это им кажется, а чиновниками разного ранга. Причем не в интересах государства и не в интересах общества. Я бы «Ак орде» лучше об этом посоветовал задуматься.
Евгения ПЛАХИНА
Источник: Республика