Internews Kazakhstan

Свободные СМИ власти нужны

Cоздан:   вт, 22/12/2009 - 11:28
Категория:
Тэги:

В эпоху закручивания гаек на медиапространстве, когда по экрану, словно в память о советской эпохе, бродят комбайны, а новостные программы посвящены исключительно перемещениям Лидера нации по стране, единственными источниками альтернативной информации остаются интернет-сайты и газеты. При этом газетный бизнес, как показывает практика, был и остается одним из наиболее уязвимых — как в экономическом, так и в политическом смысле.

Сегодня мерилом популярности независимой прессы является вовсе не увеличение тиража, а многомиллионные иски о защите чести и достоинства или деловой репутации. В этом году такую «государственную премию» получили газеты «Тас Жарган», «Республика» и «Уральская неделя». Ну а когда и иски не помогают «угомонить» независимое СМИ, начинается конфискация тиражей вкупе с давлением на издательский бизнес.

Президент Казахстанской ассоциации издателей газет и директор ТОО «Твой шанс» Сергей Миролюбов с таким понятием как «давление» знаком очень хорошо. Он был одним из тех, кто в суровом 2002 году взялся печатать опальную «Республику» в тот момент, когда ей отказали все типографии. И вкусил «ответной реакции» властей по полной, что называется, программе.

Впрочем, наш сегодняшний разговор — не о тех временах, а о том, чем живет сегодня издательский бизнес, о пользе независимых изданий в принципе и о здравом смысле, которого у руководства нашей страны становится, похоже, все меньше и меньше.

Госзаказ как допинг

— Сергей Николаевич, из дискуссий на медиакурултае стало понятно, что наших коллег в СМИ интересует отмена НДС и увеличение объемов госзаказов. А издательский бизнес какие проблемы сегодня испытывает?

— Издательский бизнес — это лишь часть информационного пространства Казахстана. Грубо говоря, есть большой механизм — часы, а издательский бизнес — маленькая шестеренка, даже не секундная и не минутная стрелка. И у этой маленькой части информационного пространства проблемы такие же, как у любого казахстанского предпринимателя. В том числе есть, конечно, и проблемы политические.

— Для начала давайте остановимся на экономических. Можно ли сказать, что издательский бизнес серьезно пострадал от кризиса?

— Кризис в большей степени ударил по тем типографиям, которые печатали журналы, а не газеты, так как в журналах стало меньше люксовой рекламы. Типографии, печатающие газеты, пострадали не так сильно. Есть даже небольшая тенденция, что ввиду потрясений в стране тиражи информационных и деловых газет по чуть-чуть растут. Соответственно, типографии даже стали немного больше зарабатывать денег.

— Раз тиражи растут, зачем тогда СМИ просят увеличить объем госзаказа?

— Проблемы издательского бизнеса — это не маленькое количество госзаказов. Госзаказ, наоборот, только приносит вред. Это все равно что дать человеку рыбную котлету на пару, разжевать, да еще в рот положить, вместо того чтобы дать ему удочку и научить рыбу ловить. Что всерьез ударило по нашей типографии — так это одномоментная девальвация. Автоматическое отнимание 25% дохода.

— В чем это выразилось?

— Мы производим полиграфическую продукцию, казахстанская составляющая там — только электроэнергия и вода. На остальное (краска, пластины, бумага), все, из чего делается газета, накладываются пошлины. Но хотя на 25% выросла стоимость производства газет, мы цены практически не подняли, потому что знаем: если сделаем это, газеты разорятся или уйдут в другую типографию.

— Многие предприниматели боятся последствий вступления Казахстана в Единый таможенный союз, поскольку повысятся таможенные пошлины на тысячи наименований товаров. А как, по-вашему, вступление в ЕТС скажется на издательском бизнесе?

— Это очень сложный вопрос. Например, мы завозим российскую бумагу, но мы раньше не платили пошлин на нее — только НДС методом зачета. Кроме того, бумага для типографий более высокого качества — вся импортная, однако мы ее завозили по очень странному маршруту: из Финляндии и Германии в Алматы, а потом уже в Кустанай. Несмотря на то, что Кустанай на 2 тысячи километров ближе к Европе. Все это, конечно, сказывалось на себестоимости. Возможно, сейчас произойдет некая оптимизация логистики. Есть и еще один плюс.

— Какой?

— В приграничных регионах, на мой взгляд, экономика получит, наоборот, мощный толчок. В Челябинске, например, достаточно высокие зарплаты, высокая арендная плата, и в целом услуги типографии стоят дороже. Если раньше мы не могли предложить челябинским газетам услуги типографии, то теперь для нас открывается челябинский рынок. А там, я знаю, газетные типографии загружены очень сильно. Газет много, тиражность большая.

По местным СМИ бьют разнарядкой

— Вы сами выпускаете региональное издание. Какую угрозу видят в вас местные чиновники?

— Если газета выходит в регионе, то политические события, которые происходят в республике, или принятие каких-то законов, ущемляющих права СМИ, влияют на это издание так же, как и солнечные протуберанцы. Это важно, но мне важнее, если на мою деревню надвигается какой-то ураган, вызванный как раз этими протуберанцами, который может разрушить мою деревню и мой дом. И проблемы у региональных газет на 99% — проблемы с местной властью и местными олигархами.

— И как же борются с вами, региональными издателями?

— Первое — не приглашают журналистов ни на какие мероприятия. Если пришли — не пускают. Если пришли и прорвались — не дают комментариев. Просто отрезают от информации. Второе -директивная подписка. Это цветет махровым цветом! Делается это нагло, в открытую. И никакая прокуратура не может это запретить.

Более того, у прокуратуры своя разнарядка, равно как и у полиции. Даже круче, чем ситуация с вашей газетой. Вас не печатают в типографиях, но хотя бы делают видимость, что никто ничего типографиям не запрещает. А тут существуют даже документы — например, за подписью заместителя акима или других чиновников, — которые носят якобы рекомендательный характер, но отчет по цифрам подписавшихся строжайший.

— Что же это за документы такие?

— Раньше это называлось разнарядкой, а теперь может называться рекомендациями или контрольными цифрами. На основе этих рекомендаций и проводится подписная кампания — все структуры (и бюджетные, и частные) снизу доверху должны еженедельно докладывать о том, на сколько газет подписались. Чтобы попасть в эту разнарядку, нужно пойти к акиму области или его заму и попросить включить издание в этот список, а потом пообещать, что мы, мол, будем к вам лояльны.

То есть этим изданиям дают деньги через госзаказ на то, чтобы они эту газету сделали, а потом еще и заставляют ее покупать путем директивной подписки. Взаимная любовь и полное согласие! Как Карим Масимов может говорить про засилье иностранных СМИ?! Он что, не знает эту схему?!

— Вы говорили, что к многочисленным проблемам, с которыми приходится сталкиваться любым предпринимателям, у типографий зачастую добавляются и другие, политические. Что вы имели в виду?

— Например, ситуация с вашей газетой. Достаточно телефонного звонка или неофициального разговора: «А помните, в 2002 году были некоторые несознательные типографии, которые пробовали печатать „Республику“? Чем для них это закончилось? Не верите — спросите». Предприниматели по своей сути не склонны идти на необдуманный риск и лучше подумают о своих будущих доходах, чем поставят под удар свой бизнес.

— Но зачем государству применять такие методы запугивания? Неужели оно не заинтересовано в развитии конкурентоспособных средств массовой информации?

— Судя по тому, что на такое мероприятие, как медиакурултай, пришел вице-министр, вроде бы заинтересовано. Судя по законам — например, о вмешательстве в частную жизнь или о регулировании интернет-пространства — совсем наоборот.

«Ак орде» нужны свободные СМИ

— Так что же надо сделать, чтобы региональная пресса зажила свободно?

— При наличии независимого суда, при наличии внятной государственной политики все эти проблемы решаются очень просто. И вообще, я считаю, Администрация президента должна заботиться о независимых региональных СМИ.

— С чего это вдруг?

— Каждую область курирует инспектор из Администрации президента, который должен доносить объективную информацию о работе областного акимата, государственных учреждений, акима. Где он будет брать объективную информацию? Как он будет оценивать состояние дел в области?

Конечно, есть некие экономические критерии. Но с учетом нашей статистики можно нарисовать все что угодно. У инспектора может быть такой объективный инструмент, как независимая региональная пресса, которая будет вытаскивать наружу все, что в этой области происходит.

В моем понимании Администрация президента и все эти инспектора должны быть негласными хранителями независимой прессы в регионе только с этой точки зрения. Это здравый смысл, это даже не бизнес, не политика.

— А у Администрации президента, случайно, нет поводов, чтобы беречь и общенациональную независимую прессу? Например, наше издание?

— У нас в стране реализована ситуация как с Рокфеллером, которому приносили специально созданную газету про то, как все хорошо в стране. Есть же такие газеты, как «Казправда», «Егемен Казахстан» и много других.

Но любой здравомыслящий человек, переживающий за государство и искренне желающий добра своему народу, заинтересован в получении объективной информации. И никакая разведслужба, никакие аналитические структуры, которые имеют свои цели и задачи, ее не дадут.

Такую объективную информацию может дать только независимая пресса, у которой тоже есть свои цели и задачи, свои «скелеты в шкафу» — с финансированием, личными симпатиями главного редактора. Но это и хорошо!

— Да, «скелеты в шкафу» зачастую ставят в вину независимым изданиям...

— В Америке одна из независимых газет на протяжении ста лет симпатизирует демократической партии. Меняются собственники, акционеры, но уже сложилась такая традиция, что в редакции симпатизируют именно демократической партии. Другая газета симпатизирует другой партии. А третья говорит, что все эти партии вообще фигня. Складывается некая мозаика, и это — своего рода срез, общественное мнение.

— Но ведь у нас очень мало газет, которые действительно выражают собственное мнение. То есть «общественный срез», мягко говоря, не отражает действительности?

— На международных мероприятиях любят говорить, что у нас в Казахстане всего лишь 35 государственных СМИ и 5897 — негосударственных. Смотрите, мол, какой у нас замечательный рынок.

Но мы-то знаем, что из 6 тысяч половина существует номинально — или непонятно, для кого выходит. Реальных СМИ на порядок меньше. А из этих реально существующих СМИ 80% сидят на госзаказе. Уже совсем другая картина рынка получается. Оказывается, мы отпустили часть СМИ и сделали их частными, а потом подсадили на иглу госзаказа. И фактически ситуация не изменилась.

Ну и, кроме того, большой кусок медийного пространства контролируется не государством, не Администрацией президента, как это им кажется, а чиновниками разного ранга. Причем не в интересах государства и не в интересах общества. Я бы «Ак орде» лучше об этом посоветовал задуматься.

Евгения ПЛАХИНА

Источник: Республика