“Нужен пылесос для стереотипов”, – подчеркнула Валерия Гуревич, консультант, бизнес-тренер, в ходе очередного заседания КИПРа (Клуб Института политических решений). Тема встречи называлась “Жизнь 2.0. Феномен социальных сетей”. Формат Web 2.0 состоит в том, что пользователь сам создает контент и свою собственную среду. В этом его принципиальное отличие от Web 1.0, где контент уже готов и им можно только пользоваться. Есть еще то, что называют Web 1,5.0 (веб-полтора), когда совмещаются в различных пропорциях оба формата.
Еркин Удербай, эксперт по связям с общественностью GSM Kazakhstan/Kсell, выступил с презентацией “Web 2.0.KZ. Исследование Kсell”. Компания опросила через Интернет-анкетирование 1050 физических лиц (51% мужчины, 49% женщины) и 502 организации (частный и государственный сектор, НПО). В результате выяснилось, что большинство опрошенных уже сегодня предпочитают загружать фильмы, музыку и игры через Интернет. 11,7% пишут статьи в блогах и 12,7% любят комментировать статьи в блогах. Согласно мировой статистике более 91,4% пользователей испытывают неудобства, когда у них нет доступа к Сети.
Как следует из исследования, социальные сети становятся все более популярными ресурсами для развлечения, общения и получения информации: 27,7% каждый день обновляют свой статус в таких ресурсах. По вопросу что такое “социальная сеть” мнения участников дискуссии разделились. Одни считают, что сервисы Web 2.0 и есть социальные сети, по другой версии Интернет уже сам по себе является социальной сетью.
“Web 2.0: стереотипы, мода и целесообразность” – такое название своей презентации дала Валерия Гуревич. За время пребывания в социальных сетях она поняла смысл таких слов как “комьюнити менеджмент”, “прокрастинация”, “аксессизм”, “трендсеттеры”, “трендхантеры” и другие. “Комьюнити менеджмент” – это управление сообществом. Однако г-жа Гуревич пришла к выводу, что “управлять сообществом практически невозможно”. А вот качеством блога – можно.
Также Валерия Гуревич считает необходимым избавление от стереотипов. Среди неверных стереотипов следующие: “Люди постсоветского пространства привыкли говорить публично только о плохом”; “Почему вам сегодня нужен Твиттер…” Бизнес-консультант считает, что для среднего сервисного бизнеса в Казахстане достаточно Центра тяжести. “Каждая уважающая себя корпорация должна быть в Твиттере – мне лично Твиттер не нужен”, – отметила докладчик.
“Бесстыдные корпоративные уши, торчащие над каждым постом, только раздражают юзера”, – одно из ее наблюдений. Вообще по корпоративным блогерам г-жа Гуревич предлагает: “Подумать о том, о чем интересно рассказывать вам самим (чтобы не тошнило вас), и что может быть интересно людям (чтобы не тошнило нас)”. “Россия по Нету догоняющая страна, Казахстан – еще более догоняющая”, – заметила она.
Ольга Каплина, руководитель проектов Internews Kazakhstan, выступила с презентацией “Гражданин Web 2.0”. По ее оценке казахстанская жизнь онлайн проходит в следующем режиме: блоги (2010 год – год блог-платформ), дневнички (это когда человек пишет, какое ухо он сегодня чесал), но бум дневничков постепенно проходит, копипаст (даже на серьезных платформах много копипаста) и общение. Большинство Интернет-аудитории Казахстана размещает фото, общается, отвечает на вопросы. Есть и свои феномены. Так, из 70 тыс. жителей города Рудный в ответе на вопрос могут принять участие 30 тыс. человек.
В Казнете гражданские темы чаще всего создают НПО. Социальные сети используют политики и общественные деятели. Социальные вопросы поднимают журналисты. “Очень часто эти публикации не привлекают внимания аудитории”, – констатировала г-жа Каплина. “Пока чаще из офлайна в онлайн” – другая характерная черта взаимодействия реальной и виртуальной жизни.
Гражданская активность в онлайн (по возрастающей) выглядит так: домашние питомцы, история-культура, образование, социальные размышления, экология, благотворительность. Что касается благотворительности, то все больше пользователей, у которых нет денег, предлагают свои услуги в качестве волонтеров, то есть они готовы помочь работой в свое свободное время.
“Своей истории с рындой в Казахстане нет”, – подчеркнула Ольга Каплина. Рында – это что-то вроде кустарной системы оповещения о стихийном бедствии. В России один блогер написал историю с рындой и вообще пожарной безопасностью в их населенном пункте (рынду кто-то украл). Журналисты радиостанции “Эхо Москвы” ознакомили с этим текстом Владимира Путина. Тот ответил блогеру, а губернатор передал новую рынду. В Казахстане подобных историй нет, поскольку представители власти блогов не читают, а следовательно и не реагируют на написанное в них. “Пока количество акций, перешедших из онлайна в оффлайн минимально”, – отметила докладчик. Причину этого она видит в том, что “СМИ не используют, политики не читают, люди не знают”.
“Тренд года – блоги на казахском языке, просто бум”, – обратила внимание г-жа Каплина. Она полагает, что будет всплеск внимания к социальным сетям. Причины этого в следующем: рост интереса со стороны СМИ (нужна информация), рост государственного внимания (через осуществление различных программ), а у НПО и политиков нет вариантов, при которых они могли бы игнорировать формат Web 2.0. “Все больше и больше становится гражданских тем”, – акцентировала Ольга Каплина.
Нуркен Халыкберген, агентство “GOOD!”, классифицировал сайты на те, что обращены в прошлое (например, “Одноклассники), настоящее (Facebook, Myspase, Vkontakte) и будущее (Linkedln, Boulevard). Под “будущим” имеется в виду возможность зарабатывать с помощью социальных сетей или решать различные социальные и учебные вопросы. По большому счету, многое из “будущего” можно наблюдать уже сегодня. Но в целом г-н Халыкберген дает такую оценку: “Казахстан между прошлым и настоящим”.
Несколько экспертов высказали мнение, что развлечения рано или поздно людям наскучат и они станут больше посещать интеллектуальные ресурсы. Елена Пархоменко, Интернет-пользователь, рассказала о своей маме, которая открыла для себя ресурс Одноклассники и “проводит там 20 часов в сутки”. Очень не похоже, что маме эта социальная сеть когда-нибудь надоест – они там пишут стихи, обмениваются различной информацией и занимаются еще много чем. Самсон Безмятежный с Yvision.kz пока не может сказать, что казахстанские пользователи насытились просмотром видео, но по логике вещей и с точки зрения дальнейшей эволюции спрос на интеллектуальные вещи должен когда-то начать расти.
Александр Ляхов, Интернет-ассоциация Казахстана, сфокусировал внимание на том, что “объем информации все больше и больше, а времени в сутках по-прежнему 24 часа”. Поэтому неизбежна специализация и сегментация Интернет-ресурсов и пользователей. Плюс надо учитывать возрастной момент, потому что подросткам нужно одно, молодежи другое и людям с детьми третье.
“Граждански активных людей у нас и в оффлайне немного, поэтому ждать прорыва особо не приходится, – отметил Ерлан Смайлов, модератор КИПРа. – И все-таки в онлайне этот капитал аккумулируется, поэтому стоит вопрос: как его перевести в оффлайн?”
Источник: Zona.kz