Издательство «Партизан» выпустило книгу известного телевизионного журналиста Павла Шеремета «ТВ. Между иллюзией и правдой жизни».
Книга получилась солидной 400 страниц, тираж 3000 экземпляров. В предисловии автор сообщает, что «решил написать эту книгу, потому что в определенный момент своей журналистской карьеры уткнутся в стену».
«Мне показалось, что я зашел в тупик, потратив на это лучшие годы жизни. Месяцами меня мучили сомнения, правильно ли я сделал выбор 15 лет назад, уйдя из благополучного коммерческого банка работать на телевидение. Я не понимал, что же делать дальше, будущее просматривалось довольно унылое. Я забросил все телевизионные проекты и занялся рефлексией. Обычно психологи это называют кризисом среднего возраста. Может быть и так, но мой личный кризис совпал в 2000-х годах с политическими переменами в России, первыми и явными жертвами которых стали именно политические журналисты, репортеры и обозреватели. Нас почти всех накрыла бетонная плита единомыслия и единоначалия, присыпанная сверху ярким конфетти гламура. Но профессия не исчезает сама по себе, это мы отступаем, сдаемся и рискуем утратить основные профессиональные навыки. Я начал много заниматься с молодыми журналистами, вести тренинги и читать лекции о телевизионной журналистике. Помогая молодым коллегам разобраться, в чем суть и секреты нашего дела, я, на самом деле, искал ответы на собственные вопросы и сомнения. Результатом этих поисков и размышлений стала эта книга», - пишет известный журналист.
******************************************************************
Как стать звездой телевидения? Как устроена технология производства новостей? Как провести удачно интервью с человеком, которого вы видите первый раз в своей жизни? Как вести себя в кадре, чтобы не выглядеть глупо? Книга Павла Шеремета как раз отвечает на эти и другие вопросы.
Учебное пособие состоит из двух частей: из лекций Шеремета о том, как делать телевизионные новости, публицистические программы и фильмы, и интервью со звездами российского телевидения. 26 безусловных профессионалов рассказали не столько о своей жизни, сколько старались поделиться своим профессиональным опытом. Там не случайных людей, все настоящие звезды: от Владимира Познера и Кирилла Набутова, до Татьяны Митковой и Туты Ларсен.
Биография Павла Шеремета.
Павел Шеремет проработал на Первом канале больше 12 лет: руководил Белорусским бюро, был шеф-редактором отдела корреспондентской сети, заместителем директора Дирекции информационных программ, вел аналитическую программу «Время» и создавал отдел специальных информационных проектов канала. Автор 30 документальных фильмов: «Чеченский дневник», «Дикая Охота», «Последний год империи», «Абхазия. Потерянный рай», «Последняя высота генерала Лебедя», «Знаменитые артисты, двойники и аферисты» и других. Номинант премии ТЭФИ Академии российского телевидения как "лучший репортер" 1999 года, финалист ТЭФИ-2001 в номинации "журналистское расследование" за фильм "Дикая охота", в 2003 году в номинации «публицистическая программа». В 1998 году получил премию Международного комитета защиты журналистов за вклад в развитие свободы слова. В 2002 году получил премию ОБСЕ за журналистику и демократию. Автор книг «Питерские тайны Владимира Яковлева», «Случайный президент», «Саакашвили\Грузия. Погибшие мечты».
Миссия журналиста: для чего мы работаем?
(отрывок из книги "ТВ. МЕЖДУ ИЛЛЮЗИЕЙ И ПРАВДОЙ ЖИЗНИ. Руководство для победителей")
Телевидение это творчество или ремесло? В чем секрет успеха в вашем сугубо личном таланте или в знании секретных кодов профессии? Эти вопросы мучают всех, кто пришел работать на TV. В первую очередь мы говорим об информационном и публицистическом вещании, песни и пляски, также как художественное кино и телесериалы, это другой мир, который находится за рамками данной книги. Возможно ли, не имея ярко выраженного телевизионного таланта, стать знаменитым репортером, и почему хорошие репортеры редко становятся хорошими ведущими? Что делать тем, кто всегда находится за кадром каким образом этим людям удается ощутить радость от профессии? Ответить на эти вопросы можно, лишь уловив глубинные, фундаментальные основы нашей профессиональной деятельности. И для начала следует понимать, почему вы в принципе решили стать журналистом.
Почти каждый месяц я читаю лекции и занимаюсь с молодыми журналистами. Моя любимая лекция первая: она о смысле нашей работы. Если есть возможность, я всегда начинаю свой курс с разговора о миссии в журналистской профессии. И мне не кажется эта тема очень уж абстрактной и далекой от реальной жизни.
Я пришел в журналистику из коммерческого банка, утомившись считать чужие деньги и ждать очередной квартальной премии или повышения по службе. Я никогда не учился на факультете журналистики, профессиональные законы познавал на практике, наблюдая и анализируя работу конкурентов и коллег. Вопросы «Зачем мы приходим в журналистику?», «В чем миссия этой профессии?» -- не кажутся мне праздными или формальными. И я не признаю ответов типа развлекать и информировать. Развлекать?.. Так идите в цирк. Информировать?.. Читай объявления в метро. Это слишком простой подход, который не позволит добраться до вершины, не поможет устоять перед соблазнами и под ударами кризисов и недоброжелателей.
Каждый человек, задумываясь о будущей профессии, пытается осмыслить и понять несколько аспектов: о чем он мечтает, как реализовать свои мечты, и хватит ли ему сил, чтобы пройти намеченный путь? Чем раньше мы честно ответим себе на эти вопросы, тем больше шансов сделать успешную карьеру и не разочароваться на середине пути. Самый худший вариант это ходить на работу, как на каторгу, скрепя зубами, отрабатывать часы, дни, годы до пенсии. В то же время я уверен, что каждый из нас рано или поздно оказывается в ситуации, когда возникают сомнения в правильности выбора профессии. Мы теряем мотивацию, наши юношеские романтические иллюзии и ожидания рассеиваются, остаются только усталость и раздражение. Выводы, о которых я пишу ниже, это результат моего личного опыта. Возможно, у вас все сложится несколько иначе. Более того, в разное время, на разных этапах собственной жизни мы по-разному отвечаем на одни и те же вопросы и профессиональные вызовы. Но задуматься о том, зачем мы пришли в журналистику, необходимо в самом начале.
В школе я готовился стать дипломатом. В отгороженном «железным занавесом» Советском Союзе дипломатическая работа считалась даже более престижной, чем партийная карьера, потому что она открывала двери в недоступный мир. Но поступил я на исторический факультет Белорусского государственного университета, потому что историю любил и историей увлекался. Отучился на истфаке три года, когда неожиданно в Минске открылся факультет международных экономических отношений. Это произошло в 1991 году. Советский Союз разваливался, мир стремительно открывался, рыночная экономика вскружила голову, и я решил, что история взгляд в прошлое, а надо смотреть в будущее. Я оставил старые увлечения, поступил на новый факультет (сразу на второй курс) и через три года стал дипломированным специалистом по международным финансам. Моя дипломная работа была посвящена теме оффшорного бизнеса и тому, как при помощи «налогового рая» прятать деньги от государства. Революционная по тем временам тема!
На курсе нас было всего 25 человек, банки и крупные фирмы расхватали всех еще во время учебы. Моя оффшорная специализация была очень востребована, но я проработал в банке ровно два месяца, а потом ушел на телевидение. Все мои друзья считали, что я сошел с ума: в начале 90-х годов отказаться от карьеры банкира мог, по их мнению, только умалишенный. Никто не мог понять, что заставило меня сменить профессию. Да, честно говоря, я и сам об этом думаю до сих пор. Но о сделанном не жалею.
На телевидении я оказался случайно. Тогда на Белорусском телевидении решили делать экономическую программу, однако никто из журналистов и ведущих не понимал, что вообще происходит с экономикой: курсы валют казались высшей математикой, рыночные термины китайской грамотой. Меня сначала пригласили консультировать журналистов, править их тексты, но очень быстро я стал комментировать основные события. Представляю, как это выглядело со стороны: двадцатитрехлетний аналитик в окружении седовласых советских хозяйственников... Но в этом и был фокус: деятели советского прошлого ничего не понимали в новой экономике, а молодые экономисты активно занимались бизнесом, телевидение для них не представляло никакой ценности. Я сделал свой выбор и угадал. Через полгода после прихода на телевидение, я уже сидел в кадре и вел собственную программу.
Журналистика удивительное пространство для самореализации. Схематически я изображаю журналистику в виде пирамиды, в основании которой трудятся тысячи редакторов, продюсеров, репортеров и операторов, а на вершине звезды: телевизионные ведущие и главные редакторы. Каждый может найти себе место в рамках этой гигантской структуры.
Телевидение это командная работа, когда «звезда» может перечеркнуть труд десятков людей, и где без команды сложно если вообще возможно -- стать «звездой». Человеческий фактор в журналистике, как и в любой иной творческой профессии, определяющий. Оглянитесь, посмотрите внимательно на своих коллег. Подумайте, что заставило их заняться этим часто неблагодарным трудом. Сравните их мотивы с вашими собственными.
Я ненавижу рассуждения о том, что журналистика это вторая древнейшая профессия с намеком на то, что первой древнейшей была проституция. Меня просто бесят подобные «остроты». Обычно их позволяют себе люди, которые хотят что-то скрыть от общественности и, компрометируя журналистов, оправдывают собственную подлость, трусость или вранье. Конечно, журналистика в каком-то смысле древнейшая профессия, поскольку уже первые люди стремились передать информацию другим, но никакой связи с продажностью здесь нет.
С другой стороны, я не разделяю разговоры своих коллег о том, что журналисты влияют на общественные настроения настолько, что способны менять ход истории. Я считаю, что следует быть скромнее: логика исторического развития не зависит от того, как мы ее описываем и пересказываем людям. В большинстве случаем мы просто следуем за событиями, едва успевая понять, что же происходит на самом деле. Мы отражение исторического процесса, а не его авторы.
Мы всегда должны разделять роль журналистики как таковой в общественном развитии и нашу личную роль в самой журналистике. Персональная смелость, честность и ответственность необходимые качества журналиста. Но именно общественное значение нашей профессии, ее статус часто делают нас смелыми и ответственными. Есть вы со всеми достоинствами и недостатками, привычками и капризами, а есть ваш образ, который видят читатели и зрители. По жизни я довольно миролюбивый и ленивый человек, спокойный и дружелюбный, на экране скандальный журналист, борец за правду, военный корреспондент, враг белорусского президента Лукашенко. На этом разрыве и возникает профессия: в жизни ты ленишься лишний раз подняться с дивана, а в профессии сунешься в самые горячие точки, берешься за наиболее проблемные темы.
Отрывок.
Я выделяю несколько аспектов, определяющих значение журналистики.
1. Политический аспект. Свобода слова обязательное условие успешного и устойчивого общества. Экономического богатства для полноценного существования и развития государства недостаточно. Пример Южная Корея. Этой страной долго правили военные диктаторы. Южная Корея жила в условиях военной угрозы с севера, и потому отсутствие демократии и свободы слова генералы объясняли необходимостью жить по законам армии. Но постепенно Южная Корея достигла такого экономического уровня, что диктатура превратилась в тормоз развития. В результате генералов посадили в тюрьму, в стране появились несколько партий, а новости вы можете узнать из множества газет и телеканалов. Государственная система восстановила баланс и продолжает развиваться.
Журналисты это элемент общественного контроля над властью. Я считаю, что не только свободная, а даже «отвязанная» пресса спасение для такой страны как Россия. В огромной, коррумпированной и страшно бюрократизированной стране только свободная пресса может быть сдерживающим фактором и давать представление о более-менее реальной ситуации в государстве, поскольку чиновники всегда искажают действительность в своих докладах и публичных отчетах.
2. Общественный, коммуникативный аспект. Медиа это пространство для альтернативных политических и общественных идей. Оппозиционных партий нет в парламенте, и нет уверенности, что проекты партии «Единая Россия» правильные. Подвергнуть их экспертизе и провести общественную дискуссию можно только с помощью медиа. Мы помогаем разным политическим, культурным, профессиональным группам вступать в контакт друг с другом непосредственно в пространстве ток-шоу или опосредованно через наши репортажи и фильмы. Мы мобилизуем людей на общее дело и являемся посредниками при выработке общественного договора по тем или иным вопросам.
И, наконец, третья составляющая нашей миссии информационная. Каждое утро люди просыпаются и включают телевизор, чтобы понять, что их ждет сегодня и как им действовать. Мы решаем, как нам одеваться, каким маршрутом добираться до работы и следует ли вообще сегодня выходить из дома, исходя из того, что услышим по радио или телевидению. Наконец, мы принимаем принципиальные решения о своем будущем, основываясь на сообщениях журналистов. Даже тот, кто принципиально не смотрит телевизор и не читает газет, получает информацию от соседей и друзей, которые в свою очередь посмотрели телевизор или послушали радио. Поэтому так опасны пропагандисты в эфире. Если журналист врет или приукрашивает действительность, он таким образом подставляет своих зрителей. Например, в августе 2008 года на российском фондовом рынке произошел обвал котировок. Однако журналисты центральных телеканалов продолжали вселять в граждан оптимизм, рассказывая о кризисе в Америке и о «тихой гавани» в России. Поверив журналистам, кто-то потерял большие деньги, приняв ошибочное решение на основе неправдивой информации.
Считается, что журналисты-практики не задумываются над всем вышесказанным, что все это -- удел теоретиков от журналистики. Это неправильно, поскольку четкое понимание нашей миссии придает нам силы и делает нашу работу осмысленной и результативной. Не стоит, конечно, на каждом углу декларировать вашу особую миссию и хватать прохожих за рукав, обращая внимание на то, какой вы особый. Достаточно того, что вы точно понимаете, чем занимаетесь и для чего. Поверьте, люди почувствуют, что имеют дело с серьезным человеком, которого не стоит, походя, обижать сравнением журналистики с проституцией.
Источник: Высшая школа журналистики