Известный российский тележурналист ЛЕОНИД ПАРФЕНОВ рассказал корреспонденту РБК daily ВЕРОНИКЕ ГУДКОВОЙ о том, почему он читает оппозиционный рэп, о своих новых телепроектах «Парфенов и Познер» на телеканале «Дождь» и документальной драме «Глаз Божий», способно ли население регионов воспринимать современное искусство и что объединяет Пермь и Бильбао.
- Как вы сейчас оцениваете ситуацию со свободой прессы?
Свобода слова явно не вошла в «потребительскую корзину» большинства, эту корзину заполняли
То есть, на ваш взгляд, теперь экономическая ситуация ухудшится настолько, что людям снова захочется политических свобод?
Нет. Мне кажется, что гражданских свобод и свободы слова в том числе больше всего захотелось Москве, которая самая благополучная. Просто потребительский бум дошел
Насчет Москвы не поспоришь, но, может быть, провинция еще не «наелась»?
Я никогда не употребляю слова «провинция». Регионы. В регионах
Ролик, где вы читаете рэп с Василием Обломовым и Ксенией Собчак, наделал в Интернете много шума. Почему вы решили участвовать в этом проекте?
Мне понравился текст. Знаете, я совсем не думал, что это будет шокирующе для
- Вы человек публичной профессии. Должен ли, на ваш взгляд, публичный персонаж на протяжении всей карьеры сохранять привычный публике имидж?
Вопрос выбора. Никсона уговаривали скрывать, что он любит шато лафит, а он не скрывал, как и то, что он играл на фортепиано, и кстати, хорошо. А в смысле демократичности для среднестатистического избирателя в американской глубинке президент, играющий на фортепиано... это вряд ли работало в плюс. Мне кажется, в вопросах имиджа нет никаких железных правил.
Расскажите о вашем сотрудничестве с компанией Maurice Lacroix.
Честно говоря, идея пригласить меня для участия в этом проекте пришла компании LPI, являющейся эксклюзивным дистрибьютором марки Maurice Lacroix, а не мне. Сам бы я сроду не предложил себя в этом качестве с чего бы это я их посол, а не они мой? Все-таки держава посла назначает, а не посол державу. Мне это предложили, и когда я увидел рекламную полосу Maurice Lacroix с Джимми Уэйлсом, я сразу понял, что да, это мое, что мне это подходит со всех сторон, и более того я понимаю, какой мне нужно сформулировать для этого девиз. То есть
У меня публичная профессия, поэтому смысл говорить о ней же все-таки. Я если
- На ваш взгляд, что значат дорогие часы для публичного человека? Как они влияют на его имидж?
По меркам швейцарских часов мои Maurice Lacroix недорогие. Они стальные, а не золотые. Я частное лицо. Не госчиновник, не священнослужитель. Я точно ни у кого ни у бабушек-богомолок, ни у госбюджета на эти часы не брал. Я выбрал их за их часовые достоинства, а не за ювелирную ценность. В них интересная механика, в них есть техническое остроумие я убежден, что существует такая категория. Квадратная шестеренка с шестеренкой-трилистником убеждают меня в том, что все мы, те, кто настаивает на том, что надо заново изобретать колесо, мы все правы. Есть люди, которые изобретают колесо заново в буквальном смысле слова. А мы, я так говорю о нас, господах послах, Джимми Уэйлсе например, мы в своих сферах тоже пытаемся изобретать колеса. Не оставаться в колее, не производить
В начале апреля вы запустили совместную передачу с Владимиром Познером на телеканале «Дождь». Оправдала ли она ваши ожидания?
Мои ожидания оправдал третий выпуск. Он был уже более-менее тем, что хотелось бы видеть. Но это естественно: никогда не получается сразу, надо приноровиться, нельзя научиться плавать, не прыгнув в воду. Тот выпуск, где гостем был Навальный, уже стал тем оптимальным сочетанием информации и мнений, темпа, качества и ритма диалогов. Все рождается в процессе: раз попробуешь что‑то немножко не то, два... А репетировать бессмысленно, если репетируешь, подлинный драйв теряется.
- Как вам работается с Познером? Ваши убеждения и видение программы совпадают?
У нас с Познером много общих проектов. В конце мая у меня выйдет фильм «Глаз Божий», приуроченный к столетию Пушкинского музея, про русские художественные коллекции и про взаимоотношения искусства ХХ века с Россией. Это так называемый жанр документальной драмы документальный фильм, а внутри игровые эпизоды. Владимир Владимирович играет Пикассо послевоенного, после Второй мировой войны (Пикассо довоенного играет Петр Налич). Так что у нас с Познером есть масса площадок для сотрудничества. Кроме того, у нас общие взгляды на гастрономию, которая и в его, и в моей жизни очень много значит.
«Дождь» считается оппозиционным телеканалом...
Понимаете, какая штука... Вот я участвовал в разных акциях, разных проектах, связанных с честными выборами. Бесчестными их там-сям, на участках, делает власть, больше никто их такими делать не может, ни у кого нет никакого административного ресурса, чтобы влиять на избирательные комиссии. Только у власти. Ты поневоле оказываешься оппозиционером, всего-навсего настаивая на честных выборах, на соблюдении правил арифметики. Относительно того, кто нарушает правила арифметики, ты оппозиционер. Я не виноват, что их нарушает власть, это вина власти.
Кого вы видите в качестве аудитории «Дождя»?
Не бывает так, не выводится
- К вопросу о вашей книге. Вы сказали, что она хорошо продается в России. Нет ли планов на перевод?
Нет, такое умрет в переводе. Так что занимаемся российским изданием.
Среднестатистический гражданин в регионах готов потреблять интеллектуальный продукт?
Нет никакого «народа», «среднестатистического гражданина», «средней температуры по палате», все это ерунда собачья! Мы живем в очень многослойной стране, это большая проблема потому, что отсутствует национальный консенсус. Почему еще спорят про Сталина? Потому что это все еще современность. Мы не та страна, в которой уже решены фундаментальные вопросы истории и о них больше не дебатируют. В Германии нет ста шестидесяти мнений о Гитлере, а у нас есть сто шестьдесят мнений о Сталине. Что же до интеллектуального продукта... В последние годы я очень часто езжу в Пермь. Недавно у меня там был творческий вечер, и самый большой концертный зал города, ДК им. Солдатова, был переполнен, люди стояли в проходах. Марат Гельман практически в одиночку устроил там музей и понаставил объектов современного искусства по городу. И это не всем нравится, и об этом все говорят в Перми на пятой минуте знакомства. В Екатеринбурге никто не говорит о современном искусстве, в Петербурге никто не говорит о современном искусстве, в Москве мало кто говорит о современном искусстве, а в Перми об этом говорит каждый. Есть Бильбао, где Музей Гуггенхайма главная городская достопримечательность, и Пермь два места на Земле, где все говорят о современном искусстве. Четыре пятых так называемых олигархов российских не москвичи. Москвич из них, боюсь, только Авен. Неважно, в Бирюлеве или в Челябинске люди реагируют на интересное. Если что-то их захватывает, они не задумываются над тем, абстрагировано это от их многоэтажки, рабочего места и магазина «Пятерочка» или нет. У меня были очень массовые проекты «Старые песни о главном», да те же «Намедни
Источник: РБК daily