Уже четвертый месяц два с половиной миллиона граждан Туркменистана остаются без мобильной связи и Интернета. А немногие абоненты национального оператора сотовой связи сетуют на плохое качество и дороговизну услуг.
После приостановки деятельности в Туркмении российского сотового оператора МТС в конце декабря прошлого года, альтернативного и равнозначного провайдера в Туркменистане так и не появилось. Несмотря на заверения властей обеспечить свободный доступ к Интернету всем желающим, ситуация со связью все еще оставляет желать лучшего.
Мощности единственного на сегодняшний день провайдера национального оператора «Алтын Асыр» позволяют обслуживать не более пятисот абонентов. Качество связи при этом низкое, смс-сообщения приходят с большим опозданием, обмениваться ими можно только внутри сети. Несмотря на все недостатки связи, желающих стать абонентами «Алтын Асыр» более чем достаточно. Чтобы получить номер, люди занимают очередь у офиса компании с раннего утра.
«Немобильный» Интернет
Даже если рядовые туркменские пользователи получают доступ в Интернет, полноценно им пользоваться они не могут: подключение осуществляется через модем и телефонную линию, безлимитного выделенного трафика пока нет.
По словам одного из абонентов национального интернет-провайдера, связь очень плохая выкидывает из сети практически каждые три-четыре минуты. «Приходится постоянно подключаться снова и снова, пообщаться через Интернет с друзьями или родными таким образом сложно».
Другая пользовательница сервиса Skype, рассказала Deutsche Welle, что сами сотрудники «Туркментелекома» посоветовали ей не использовать веб-камеру при общении посредством Интернета, а при посещении сайтов отключать картинки, мотивируя это тем, что мощностей трафика не хватает на поддержание изображений.
«Я общаюсь в Skype со своей дочерью, которая учится в России, потому что другой альтернативы сейчас нет. И всякий раз испытываю трудности, полноценно поговорить не получается: то звук пропадает, то связь обрывается на полуслове, ну а про то чтобы увидеть друг друга не может быть и речи. При этом плачу я за Интернет регулярно и не такие уж маленькие суммы», возмущается наша собеседница.
Деньги вперед!
Оплата услуг за пользование Интернетом это особая тема. Граждане Туркмении платят за использованный трафик, поскольку нет безлимитного канала и фиксированной ежемесячной абонентской оплаты. С учетом того, что скорость соединения низкая, и на открытие одного сайта может уходить несколько минут, предугадать счет на какую сумму пользователь получит в конце месяца достаточно сложно. «Иногда я просто прихожу в изумление откуда берутся такие цифры, когда получаю счет за связь, вроде и не пользовался толком Интернетом в течении месяца, а сумма приходит солидная!» говорит житель Ашхабада.
Общение в Интернете развлечение, которое не по карману туркменской молодежи. Более того, многие социальные сети, такие, например, как Facebook в Туркменистане заблокированы.
Местные эксперты считают, что ограничение на пользование Интернетом, это хороший ход властей тем самым можно оградить своих граждан от информации извне и контролировать настроения населения.
МТС подсчитывает убытки
А тем временем российский оператор МТС, проработавший на территории Туркменистана в течении пяти лет, уже подсчитал убытки в связи с прекращением своей деятельности. По предварительным данным, потери компании составили 140 миллионов долларов США. Сейчас отстаивать интересы МТС в Туркменистане взялся его основной владелец АФК «Система».
Айша Бердыева
Источник: Гундогар