Можно ли говорить о свободе слова в России? Каковы особенности цензуры и самоцензуры в российских СМИ? Кто кого создал: Путин свою молодежь, или молодежь своего Путина? Об этом шла речь на конференции Deutsche Welle.
В центральном офисе медиакомпании Deutsche Welle в Бонне в среду, 21 апреля, состоялась международная конференция «Россия: СМИ между государственным управлением и коммерциализацией». Правда, в планы организаторов внесло коррективы извержение вулкана в Исландии: многие потенциальные участники дискуссии так и не смогли приехать в Бонн. И все же форум представителей СМИ и науки состоялся, пусть и в сокращенном составе и уплотненном режиме.
Завидует ли Путин Берлускони?
Bildunterschrift: Выступления основных докладчиков продемонстрировали их единое мнение о том, что о свободе слова в России говорить рано, но однозначная оценка современного положения в российском медиапространстве отсутствует.
Фриц Пляйтген (Fritz Pleitgen), который работал корреспондентом немецкой телерадиокомапнии ARD в Москве с 1970 по 1977 годы, считает, что, по сравнению с временами «железного занавеса», условия работы журналистов в России, в частности иностранных, стали несравненно лучше. «Безусловно, следует критиковать Россию за неудовлетворительное положение со свободой слова. Тем более что она сама хочет, чтобы ее воспринимали как равноправного партнера. Однако я призываю делать это не в поучительном тоне», заявил Пляйтген.
Он подчеркнул, что послевоенная Западная Германия вряд ли смогла бы так быстро воспользоваться преимуществами демократии без помощи британцев и американцев. И напомнил об исторических особенностях развития современной России: не прошло еще и 20 лет после распада СССР. Кроме того, по словам Пляйтгена, у Европы есть собственные проблемы со свободой слова. Что касается контроля СМИ, то российский премьер «Путин
С этим мнением не согласился московский корреспондент еженедельника Focus Борис Райтшустер (Boris Reitschuster). Он привел многочисленные примеры из своих рабочих будней в России. Систематическое прослушивание средств связи, вмешательство правоохранительных органов РФ, прямые и косвенные угрозы все это, по словам Райтшустера, явно не свидетельствует о каких-либо изменениях к лучшему. По его мнению, российские журналисты, занимающиеся расследованиями, могут только позавидовать своим итальянским коллегам.
В России свобода слова обосновалась в Сети
Что касается рычагов регулирования медиарынка в России, то тут мнения выступавших сошлись: из всех российских СМИ контролю властей сильнее всего подвержено телевидение. На противоположном полюсе находится интернет, полностью подчиняющийся законам коммерции. Главный редактор онлайн-издания Lenta.ru Галина Тимченко объяснила последнее обстоятельство двумя факторами.
Кто был раньше Путин или путинская молодежь?
Участники конференции также обсуждали аполитичность самых активных пользователей интернета представителей современной российской молодежи. «Дети, выросшие в тучные, сытые годы, в основном сосредоточены на развлечениях и удовлетворении своих потребностей в отдыхе и хорошей жизни», полагает Галина Тимченко. Однако, по мнению руководителя отдела Восточной Европы и главного редактора русской редакции Deutsche Welle Инго Маннтойфеля (Ingo Mannteufel), именно молодое поколение из тоски «по имперской идеологии» и сильному правителю привело к власти Путина, а не Путин создал свою молодежь.
Эксперты также обсуждали феномен страха как механизма самоцензуры российских журналистов. «Чтобы измениться, российскому обществу необходимы не годы, а десятилетия, считает Инго Маннтойфель. Нельзя говорить, что существуют
По мнению участников дискуссии, нельзя с уверенностью прогнозировать развитие ситуации в российском медиапространстве: многое будет зависеть от того, как поведет себя власть в течение ближайших двух лет, оставшихся до выборов президента РФ.
Конференции, посвященные проблемам СМИ в отдельных странах, Deutsche Welle планирует проводить ежегодно.
Автор: Ольга Сосницкая
Редактор: Сергей Вильгельм
Источник: Немецкая волна