На прошлой неделе представители казахстанских СМИ простились с Игорем Денисовым, известнейшим радио-, теле- и газетным журналистом. Для многих он был не просто коллегой, но учителем и другом.
В своей профессиональной жизни Игорь Денисов воплотил историю казахстанских СМИ. Он был так ярок, что стал неким фактором в журналистике. И теперь, когда сравнивают «те» СМИ с «нынешними», имеется в виду Денисовская отметка на шкале ценностей
Андрей Зубов, журналист:
— Люблю, когда за человека говорят факты. Хочу привести несколько фактов, которые характеризуют моего друга и коллегу.
Факт первый.
Игорь Денисов — лауреат премии Союза журналистов СССР и премии «Гласность», которая была учреждена при Горбачеве. Никогда Игорь сам не слал свои материалы — для оценки. Видимо, его публикации читали в Москве, номинировали. А он потом узнавал об этом постфактум. Слава его не обходила. Игоря узнавали на улице. По базару он просто не мог нормально пройти, его окружали, вступали с ним в беседу, даже просили не отказать и выпить вместе с собеседниками рюмочку коньяка.
Второй факт.
Когда в Прибалтике, в Вильнюсе, случилось в конце 80-х ЧП союзного масштаба — открытое подавление демонстрации, Игорь взял отпуск за свой счет и полетел туда. Поступил так же, когда в Нагорном Карабахе дело дошло до войны: полетел в горячую точку.
Никто его не просил об этом. Он отправлялся туда, чтобы получить объективную информацию, искал причину произошедшего непосредственно на месте, пытался понять, какими должны быть обстоятельства, чтобы этого не повторилось. И, конечно, как журналист, он переносил ситуацию на свою страну: может ли у нас быть подобное? В этих поступках не было никакого пафоса. Для Игоря это было очень естественно и органично, буднично.
Третий факт.
Награжден высшим орденом Египта. Он служил в Грузии, и, когда случился египетско-израильский конфликт, Игорь оказался в этой горячей точке. И совершил там нечто такое, за что правительство Египта наградило его своим высшим орденом. Что именно он совершил? Не знаю, он не рассказал мне об этом, хотя мы были друзьями. Игорь, боевой офицер, никогда не надевал этот орден.
Факт четвертый.
Ничем кроме журналистики Игорь Денисов не занимался. Однажды только в ССО — студенческих строительных отрядах — был проводником в поезде. За пятидесятилетний стаж работы в журналистике он сменил всего четыре места работы. Работал в газете «Экспресс-К», в Гостелерадио (дольше всего), на КТК в редакции ТНН (телевизионные неформальные новости) и в газете «Деловая неделя».
Когда Игорь работал главным редактором молодежного вещания на КТК, то на каждой планерке по понедельникам его снимали с работы. Однажды это произошло окончательно.
В нем была врожденная интеллигентность: не начитанность, хотя Игорь был начитанным человеком, не эрудиция, в ней ему нельзя было отказать, а именно интеллигентность — состояние души, при котором не совершишь ни одного поступка, за который потом было бы стыдно.
Факт пятый.
Это было недавно. Игорь лежал в больнице. Ему в очередной раз нужно было ставить капельницу. Медсестра зашла в палату и увидела, что Игорь лежит в кровати и работает на ноутбуке. «Никакой капельницы, пока не закончу статью!» Разразился скандал, дело дошло до главврача. Но Игорь все-таки закончил статью, прежде чем ему поставили капельницу. И попросил супругу Ирину забрать его из больницы.
Евгения Сакенова, телеведущая, журналист:
— Этот человек на 90 процентов сделал меня в журналистике. Игорь был учителем, другом, очень хорошим человеком, высокопрофессиональным специалистом. Мы с его командой делали то самое независимое ТВ.
Наша программа была очень популярна. Мы буквально взлетели после первых же нескольких выпусков, стали звездами эфира. Игорь был против звездности. Он говорил, что первый показатель глупости — когда человек, кем бы он ни был: политиком, журналистом, артистом, став известным, начинает вести себя не так, как раньше. Я с ним полностью согласна. Сегодня можно наблюдать, как нынешнее поколение молодых журналистов, шоуменов, которые еще ничего не успели сделать, уже разговаривают «через губу», высокомерно, надменно…
Игорь Денисов опережал время — в журналистике и в человеческом плане. Он никогда не вел себя как звезда, хотя, несомненно, был звездой в журналистике. Игорь всегда был доступен, прозрачен, открыт для общения. И это просто не красивые слова. Наш главный редактор, наш друг Игорь учил нас не только журналистке, но и жизни. Учил нас быть хорошими, добрыми людьми. Учил, как нужно общаться.
К нам на программу постоянно обращались с жалобами люди. И было недопустимо позволить себе в разговоре с ними хотя бы малейшую грубость, невежливое слово — так было заведено нашим редактором. Он говорил: «Мы работаем для людей! Как бы журналист ни устал, как бы ни был назойлив жалобщик, нужно внимательно выслушать, попытаться разобраться и начать работать по проблеме. А свои обиды выскажи мне».
Ему была присуща высокая человечность. И этому тоже всегда хотелось следовать. Брезгливое — Денисовское — отношение к проявлениям звездности позволило мне остаться человеком. От этого моя жизнь стала только ярче, краше, насыщенней.
Лариса Коковинец, директор департамента общественных связей Казкома:
— Игорь Денисов был и останется одним из лучших радийщиков в Казахстане. И это, думаю, подтвердят его воспитанники: Татьяна Рау, Павел Цыбулин, Сергей Апарин, Дмитрий Бациев. В конце 80-х я пришла работать в детско-молодежную редакцию Казахского радио. Это были лучшие творческие силы — Лариса Воронина, Тамара Калеева, Гера Кан, Рая Кулатова и, конечно, Игорь Денисов.
Шла перестройка, и на радио появился прямой эфир, проблематика, социальность. Все тогда стали политизированными, смотрели съезд народных депутатов в Москве, рассуждали о рыночной экономике. Вот тут и расцвел его талант — говорить о сложном просто, убедительно, потому что его слово шло от ума и сердца.
Что творилось в редакции после эфира — ему звонили таксисты и депутаты, ученые, врачи и домохозяйки. Все считали его своим человеком в эфире. Это наблюдалось и позже в ТНН. А еще он создал уникальную передачу, аналогов которой больше и нет нигде. Передачу для DX-радиолюбителей, то есть людей, цель которых — поймать самые дальние радиостанции.
Письма шли со всех концов мира — голос Игоря ловили в самых дальних точках Земли. Тогда же он получил посылку с библиями в подарок от радиолюбителя с какого-то острова и распределил их между нами. Это были первые библии, которые мы держали в руках.
Игорь не был идеальным и не стремился таковым стать. Но его человеческие слабости не отнимали у него авторитета. Он все делал вкусно — и когда курил, аккуратно стряхивая пепел из любимой пепельницы в бумажный кулечек, и когда что-то рассказывал, например, анекдот, и когда рюмочку выпивал, и особенно, когда садился за работу. Тут же хотелось последовать его примеру, чтобы получилось написать так же талантливо, как у него.
Леон Костевич, журналист, прозаик:
— Игорь умел оставаться ребенком, во многом наивным. Сейчас мы стали потребителями, накупили аппаратуры. Видеомагнитофон сегодня стоит 50 долларов. Тогда он стоил дороже. Когда у Игоря появился видеомагнитофон, у него глаза горели, он играл им, как ребенок, любовался, хвастался… Мог по-детски обидеться. И при этом был большим специалистом.
Я сразу начал работать в таких программах, как ТНН под руководством Игоря Денисова и Андрея Зубова на КТК. Вот это была настоящая школа! Часто бывало, что до обеда на съемки ехала Женя Сакенова и привозила четыре-пять сюжетов, а после обеда ехал я и привозил еще столько же. Хороших, заметьте, сюжетов.
А сейчас — съездила журналистка с утра на съемки, вернулась — покурила. Села, написала фразу — пошла кофе попила. Еще написала фразу — поболтала с подружками. Потом опять за сигарету. Взялась за монтаж материала, а там и на обед пора. А к вечеру вздыхает: «Как я устала…»
На ТНН я пришел из одного официозного издания. На ТНН я учился совсем другим вещам. Новости на КТК были неофициальными, диаметрально противоположными провластным СМИ. Денисов учил нас другой подаче материала. То, что новости можно подавать таким языком, для меня было непривычно. Программа ТНН работала на грани фола порой. Брали новости «с забора»: Денисов мог на заборе что-то прочесть, посылал туда операторов, и записывали сюжет, если это было достойно внимания. Сейчас такого нет.
Это были годы, когда власть еще не сориентировалась, не успела расставить флажки. Поэтому можно было о многом говорить. Я недавно смотрел архивные сюжеты ТНН, понимая, что сейчас бы они точно не прошли.
Ирина Костевич, издатель журнала для детей и родителей «Черепаха»:
— Когда я училась на первом курсе КазГУ на факультете журналистики, к нам пришел преподавать Игорь Дмитриевич Денисов. Он отнесся к преподавательской деятельности с жаром. Мы увидели настоящего журналиста — яркого, живого, интересного. Он был демократичным, сыпал остротами, очаровал нас всех. Мне не было близко телевидение, я — журналист словесного жанра, люблю газету, журнал. Но Игорь Дмитриевич сумел увлечь нас радио, а позже — телевидением, он был так заразителен и убедителен, что мы с воодушевлением бегали с репортером, записывали информацию.
Зитта Султанбаева, художница:
— Игорь побывал на нашей последней с Абликимом выставке и написал о ней материал. Оказалось, что он стал последним для журналиста Игоря Денисова.
Перед выставкой я узнала, что Игорь болен. Но он сразу отозвался согласием на приглашение посетить выставку. Как написал он в одном из своих бесчисленных материалов: «Если художник делает выставку, то я считаю, что он делает эту выставку для меня, и я обязан прийти и посмотреть ее!»
Когда же он подошел ближе, я удивилась изменению его внешнего облика — очень похудел и осунулся. Хотя такой же, как всегда, аккуратный и элегантный в своей белой курточке.
Через день, как водится, в пятницу, вышел его материал в газете «Деловая неделя» — в его стиле: дотошно-обстоятельном, с кучей примеров и анекдотов из собственной жизни и целой россыпью литературных ассоциаций, связанных с нашей темой, демонстрировавших глубину его эрудиции, и, к концу, с неизменно доброжелательным финалом или выводом. Несмотря на свой сложившийся вкус и любовь к классическим формам и жанрам, по-хорошему старомодный, он всегда пытался вникнуть в суть и осмыслить новый язык и форму в искусстве.
Галина Галкина, газета «Новое поколение»
Источник: СМИ и ПРАВО