Вчера в одном из отелей южной столицы состоялся первый казахстанский региональный медиафорум «Будущее СМИ в руках журналистов», в котором приняли участие более 120 представителей газет и телеканалов из Алматы, Астаны, Караганды, Семея, Павлодара, Усть-Каменогорска, Актобе, Уральска и Петропавловска. Несмотря на название мероприятия, выяснение вопроса, в чьих же, собственно, руках это будущее прессы, вызвало бурную полемику.
Также журналисты обсудили самые злободневные проблемы профессиональной деятельности.
Организаторы газета «Голос республики», Союз журналистов Казахстана, Международный фонд защиты слова «Адил Соз», Институт войны и мира в Казахстане, центр журналистики MediaNet, «Интерньюс Казахстан» сразу дали понять: этот форум не клон Евразийского медиафорума или медиакурултая. Здесь речь пойдет о региональных СМИ, которым дали возможность рассказать о том, как они намерены завоевывать читателей и зрителей. Но прежде, чем делиться опытом, попытались диагностировать основные болезни отечественного медиасообщества. В числе таковых были названы: низкая конкурентоспособность, профнепригодность кадров, отсутствие цеховой солидарности, идейный застой, беспринципность и продажность журналистов.
Сейчас существует тенденция падения интереса к традиционным СМИ, отметил директор международного центра MediaNet Игорь БРАТЦЕВ. Возникает главный вопрос: почему нас не читают или не смотрят? И мы сами можем дать ответ: потому что мы не отвечаем запросам читателей и зрителей требованиям рынка.
Выход каждый ищет
Звучали ссылки на то, что, мол, в Казахстане, с его малочисленным населением, слишком «узкий» медиарынок.
Однако московский журналист Алексей ТИХОНОВ поспешил «успокоить» коллег:
В России 140 миллионов жителей, но и мы не можем сделать нормальную серьезную газету с тиражом в 1 миллион. Тем не менее мы развиваем новые модели. Очень хорошо пошли на рынке издания «Русский Ньюсуик» и «Форбс». Другая модель когда серьезная журналистика «вбрасывается» в гламурное болото. В журнале с Lady Gaga на обложке размещается
По мнению российского гостя, уход в Интернет не панацея. А блогеры не могут конкурировать с настоящими профессионалами.
Зачастую «новости» от блогеров похожи на дворовые сплетни и интересны только узкому кругу людей. Поэтому не думаю, что блогеры имеют право называть себя журналистами, резюмировал Тихонов.
Помимо дискуссий, участники форума учились срочно пересылать публикации, фото-, аудио- и видеофайлы, обходить блокировку сайтов, применять инфографику.
Пожалуй, итогом форума стало признание его полезности. Участники договорились встретиться примерно через год.
Комментарии в тему
Мурат АБЕНОВ, депутат мажилиса:
Я не согласен с тем, что будущее СМИ в руках только журналистов будущее, на мой взгляд, в руках общества. А журналистам нужно искать точки соприкосновения.
Маржан ЕЛЬШИБАЕВА, директор «Интерньюс Казахстан»:
К сожалению, ничего оптимистического для журналистов я не вижу. Сейчас никому не нужны хорошие репортажи, расследования. Существует госзаказ, который, с одной стороны, приносит плюсы. Но с другой
Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП «Азат»:
Мое мнение: будущее казахстанских СМИ вовсе не в руках журналистов, а в руках исполнительной власти, которая не дает им нормально работать.
Ирина МОСКОВКА
Источник: Время