Можно ли получить сильные впечатления, сидя у экрана телевизора? Можно ли считать телесериалы качественным продуктом? Кто снимает сериалы и кто их смотрит? Об этом рассуждает колумнист Иван Филиппов.
Справка:
Иван Филиппов работал журналистом в газете «НГ-Религии», на сайте NEWSru.com, в журнале «Компания». Затем писал про мировой кинобизнес в газете «Ведомости». Познакомился с акулами индустрии: общался с руководителями Disney, DreamWorks Animation, Fox Filmed Entertainment, продюсером Джерри Брукхаймером. Их идеи увлекли журналиста, и весной 2008 года Иван перешел на другую сторону баррикад. Проработав полгода директором по связям с общественностью в «СТС Медиа», с августа 2008 года он трудится в компании AR Films продюсера Александра Роднянского.
* * * * * * * * * * * * * * * * *
Лет двадцать назад начало нового телевизионного сезона в США волновало исключительно американцев. Да и то, честно говоря, не всех. Телесериалы считались второсортным развлечением, хотя выдающиеся произведения были и тогда.
С точки зрения телезрителей, они были довольно тоскливыми и совсем не впечатляющими. За сильными впечатлениями люди шли в кино. Для талантливых режиссеров телевидение являлось исключительно стартовой площадкой: попадаешь в телик, и, если повезет, через несколько лет тебя позовут уже во взрослую песочницу – снимать большое кино. Сегодня, конечно, это кажется немного диким. Самые серьезные и крутые парни из кино сегодня снимают и продюсируют сериалы для телевидения.
В начале 1990-х годов, когда американское телевидение находилось, честно говоря, не в лучшей своей форме, руководителями телеканалов было принято стратегическое решение позвать киношников. Попробовать увеличить гонорары и бюджеты, раздвинуть рамки существующих форматов и поглядеть, что получится.
Кинорежиссеры, вообще, были совсем не против. Сериал – это, с точки зрения многих режиссеров, более удобный формат. Он позволяет рассказать историю со всеми нюансами. Когда в твоем распоряжении не полтора-два часа экранного времени, а 18-20, то картину можно рисовать не широкими мазками, а детально. Сценаристы любят сериалы примерно за то же. Ну и плюс – на сериалах всегда платят больше, хотя, справедливости ради, на сериалах работать нужно гораздо напряженнее. Сериальные персонажи традиционно глубже и интереснее: не случайно актеры с радостью идут играть в хорошо написанные телешоу. Там есть что играть, есть где развернуться.
Так вот в 1990-х годах в телик пришли серьезные люди – Стивен Содерберг, Оливер Стоун, Пенни Маршал, Роберт Таунсед, Стивен Спилберг, Роберт Земекис. Телевизионные актеры, играющие роли в прайм-тайм-сериалах, стали получать сотни тысяч долларов за эпизод. Да и сами сериалы стали дороже. На пике своей популярности, то есть при средней аудитории эпизода 50 млн зрителей, закупочная цена эпизода сериала «Скорая помощь» составляла $13 млн. Это, конечно, не то же самое, что производственный бюджет (тут еще маржа производящей компании), но о примерной стоимости эпизода можно догадаться. Чтобы было понятнее, стоит вспомнить, что у серьезного сериала в среднем в сезоне 22-24 серии.
Несколько лет назад, когда для ABC снималась пилотная серия Lost, режиссера за невероятный производственный бюджет $13 млн, который получился на выходе, банально уволили. Lost стал самым главным хитом, который когда либо выходил на ABC.
Теперь дорогие пилоты уже не удивляют. В прошлом году сериал «Край»,«реинкарнация» «Секретных материалов», дебютировал двухчасовой серией стоимостью $10 млн. «Травма» на канале NBC стоит около $12 млн, а сколько стоит пилот сериала Flash Forward, можно только догадываться. В блогах фигурируют неподтвержденные цифры $15-17 млн. В Сеть буквально вчера утек этот самый пилот. Посмотрев его, могу сказать, что, может быть, он и дороже стоит. Ощущения того, что смотришь сериал, а не серьезный крупнобюджетный фантастический боевик, не сложилось совсем. Вот оно – стерлась грань между сериалами и большим кино.
Новый сезон, который начался буквально на днях, – это парад старых киношных знакомых. Джей Джей Абрамс – режиссер «Миссии невыполнима-4» и «Звездного пути» – продюсирует сериал «Край». Режиссер «Обычных подозреваемых», «Людей Икс», «Операции «Валькирия» Брайан Сингер – исполнительный продюсер сериала «Хаус». Режиссер «Хэнкока» и «Королевства» Питер Берг в этом сезоне представляет остросюжетный сериал про жизнь врачей скорой помощи «Травма», а в январе выходит сериал от режиссера фильма «Терминатор: да придет спаситель» МакДжи «Человек-мишень».
Потянулись в сериалы и актеры. Для кого-то телевидение стало возможностью возродить потухшую карьеру. Так вернулся Кифер Сазерленд – главный телевизионный борец с терроризмом. За эпизод сериала "24" товарищу платят $550 000. Сегодня он самый высокооплачиваемый актер на телевидении. Забытый и прозябающий на хороших, но вторых ролях Алек Болдуин восстал как птица феникс с комедийным сериалом 30 Rock. Болдуин играет корпоративного чинушу из General Electric, которого перевели из отдела по производству микроволновых печек в руководители развлекательного телеканала.
К вопросу о гонорарах. $550 000 Сазерленда – это семечки. Бывало и больше. За роль Тони Сопрано в сериале «Клан Сопрано» Джеймс Гандольфини получил $1 млн за эпизод.
Кстати, в нынешнем сезоне список сериальных актеров пополнил еще один британец. Кроме блестящего Хью Лори («Доктор Хаус») и не менее блестящего Тима Рота (Lie to me) в новом сезоне главную роль в большом сериале получил Джозеф Файнс. Он сыграет в сериале Flash Forward – надежде телеканала ABC.
Нынешнее телевидение не отличается от большого кино. Актеры – либо те же, либо даже лучше. Режиссеры и продюсеры – та же история. Спецэффекты в современных сериалах поражают не меньше, чем в серьезных блокбастерах. Сомневающимся предлагаю ознакомиться с пилотами Fringe (он же по-русски «Край») или уже многократно упоминавшегося Flash Forward.
Для меня сериалы уже давно стали настоящим спасением. Когда сходить в кино нет времени, а вечером хочется спать и не хочется два часа проводить перед теликом, всегда есть возможность провести перед ним 40 минут. С удовольствием посмотреть что-нибудь очень интересное и увлекательное, да еще и с гарантированным продолжением. Это же чудесно.
Источник: GZT.RU