Internews Kazakhstan

Эксперт: выходя в Сеть, не совершайте характерные для интернет-СМИ грехи

Cоздан:   пт, 21/05/2010 - 09:44
Категория:
Тэги:

Выйти в Сеть, не совершив при этом свойственных интернет-СМИ грехов. Вот задача, которая стоит перед печатными СМИ, решившими покорить интернет-рынок. От того, насколько удачным будет принятое решение, зависит исход битвы между изданиями и социальными сервисами. Такое мнение на Санкт-Петербургском интернет-форуме высказал генеральный директор ежедневного интернет-журнала Look at me Алексей Аметов. Ведь уже сегодня соцсети забирают себе львиную долю бюджетов, прежде попадавших в традиционные СМИ.

«На самом деле большой разницы между газетой XIX века, журналом середины XX и интернет-версией издания в сети интернет нет, — полагает Алексей Аметов. — Не стоит путать СМИ и его оболочку, иными словами ту технологию, которая доставляет журналистский продукт к читателю». По его словам, сегодня специалисты медиаотрасли громко заявляют о том, что газетные СМИ умирают, тогда как можно констатировать лишь смерть той оболочки, в которой существовало издание.

Делать новости, не рубить деревья

Эту формулу емко обозначил Руперт Мердок, глава медиахолдинга News Corporation. «Мой бизнес — не рубить деревья, а делать новости», — процитировал магната Алексей Аметов. Несомненно, из уст владельца влиятельнейших The Wall Street Journal, The Times и информационного агентства Dow Jones такая фраза звучит практически неоспоримо. Другое дело, что переход печатного издания в интернет-среду нельзя назвать безболезненным.

По словам эксперта, традиционная рекламная модель печатных СМИ в интернете дала серьезный сбой. Издания, которые зарабатывали на рекламе миллионы долларов в год, создают интернет-версию и довольно быстро набирают огромную аудиторию, пояснил Алексей Аметов. «А вот потом выясняется, что объем рекламы, получаемой от интернет-версии, в десять раз меньше, чем у печатного издания, — отметил он. — Что делать с тем, что доход от рекламы сокращается даже у тех, кто сумел создать эффективную онлайн-версию и даже собрать вокруг себя аудиторию?»

Аудитория: реальная и фантастическая

Одна из проблем — снижение уровня дохода на рынке интернет-рекламы, что связано с целым рядом факторов. По мнению Алексея Аметова, одна из причин в том, что стоимость рекламы в СМИ для рекламодателей всегда была завышена. Он также отметил, что происходит это зачастую за счет того, что руководители печатных СМИ обозначают клиентам бОльшие, чем на самом деле, тиражи газет и данные об аудитории. «У рекламодателя же нет никаких средств технического контроля для того, чтобы проверить, насколько правдивы приведенные данные, — подчеркнул Аметов. — К примеру, сотрудники одного небезызвестного мужского журнала рассказали мне, что в редакцию регулярно приходят письма от читателей из армии и тюрем. Причина популярности издания ясна — как и подобает мужскому журналу, страницы издания пестрят фотографиями полуобнаженных, а то и полностью обнаженных девушек. В итоге реальные читатели издания отнюдь не совпадают с аудиторией, представленной рекламодателю, — «как люди с высоким доходом и достатком».

Читатель — в центре

По мнению эксперта, способы решить проблемы все же существуют. Формулу успеха можно охарактеризовать как качественный контент и высокие технологии. «При переходе в Сеть изданию необходимо удерживать уровень и качество контента и активно инвестировать средства в технологии, — пояснил он. — Все дело в том, что информационные и социальные сети постоянно внедряют всевозможные новшества. В битве между СМИ и социальными сервисами победят те, кто будет последовательно внедрять технические разработки и сохранять качество контента».

По мнению Аметова, сочетание этих показателей может сохранить позиции СМИ в интернете, невзирая на популярность социальных сетей и ресурсов: «СМИ должны улучшить производство контента при выходе в Сеть, современные технологии позволяют готовить журналистские материалы в два-три раза быстрее, чем в начале XX века. Технологии, безусловно, оказали влияние на скорость поиска ньюсмейкера, проверки фактуры и работу с базами данных».

Как же выглядят СМИ будущего? «Очевидно, что в центре внимания будет читатель, — констатирует эксперт. — Что касается контента, первое и совершенно очевидное требование к нему — он должен быть качественным. Еще одна задача — собрать аудиторию ресурса вокруг себя посредством социальных сетей». Аметов также добавил: «Не стоит биться за трафик, заманивая тех, кто не входит в состав постоянной аудитории и попадает на ресурс только потому, что руководство интернет-СМИ обеспокоено вопросом увеличения трафика». В лучшем случае люди приходят и уходят, в худшем — вступают в конфликт с целевой аудиторией, что вредно для имиджа самого издания, резюмировал он.

Не впадать в грехи

«При этом не стоит совершать грехи, в которые довольно часто впадают многие интернет-СМИ, — отмечает Аметов. — Среди них в первую очередь искусственное увеличение трафика». По словам эксперта, онлайн-СМИ ухудшают свой контент, публикуя сырые ролики и новости на две-три строчки. «Далее, когда ресурс теряет популярность, на контент просто нагоняется трафик, — описывает схему он. — Собственно, нагонять трафик можно тремя способами — от белого до черного. Последний выглядит так: когда пользователь заходит на сайт для того, чтобы скачать информацию, на его странице открывается портал онлайн-СМИ, в котором быстро прокручиваются страницы издания». В итоге по счетчику получается, что человек зашел на сайт и вступил в очень «качественный рекламный контакт», чудесным образом просмотрев 80 страниц всего за пять секунд, пока шла загрузка. Второй грех интернет-СМИ — воровство контента, или пресловутый копипаст, отмечает Аметов. Не меньшая проблема — существование продажного контента в онлайн-СМИ. По словам эксперта, уровень доверия к Сети остается ниже, чем к телевидению или к прессе, вопрос имиджа для интернет-изданий не менее, а то и более актуален, чем для традиционных СМИ.

Справка

Ежедневный интернет-журнал о моде, кино, музыке Look at me был создан в 2006 году как блог об уличной моде. Но сами основатели считают началом новейшей истории LAM октябрь 2007 года, когда запускается вторая версия сайта с огромным набором функций. Именно в это время вокруг пяти человек — Василия Эсманова, Алексея Аметова, Кати Базилевской и основателей студии Nimbler Антона Гладкобородова и Кирилла Тена — сформировалась команда. На Look at me добавляются статьи и галереи, возможность публикации анонсов событий, социальная составляющая — профиль, возможность комментирования и оценки материалов сайта. Сейчас Look at me является ежедневным интернет-изданием, освещающим новости культуры и общественной жизни, и уникальной социальной сетью. По данным TNS, аудитория проекта составляет 800 тыс. уникальных посетителей ежемесячно. Это преимущественно молодые люди 18—26 лет, живущие в Москве и Петербурге. На сегодняшний день Look at me — это единственный пример сочетания редакционного и пользовательского контента: объединения значительного числа авторов в создании медийного продукта.

Одна из важных инноваций Look at me — создание бесплатной системы публикации анонсов мероприятий. Незарегистрированным пользователям доступен весь контент сайта: новости (потоки) по интересующим их темам и подписка на них через RSS, анонсы предстоящих событий и добавление их в личный календарь, просмотр галерей с прошедших событий. Зарегистрированные пользователи Look at me могут вести социальную активность, формирующую проект: оставлять комментарии, голосовать за посты, присоединяться к событиям, публиковать статьи, события и галереи, подписываться на потоки, добавлять в друзья других участников и следить за их активностью. Look at me стал медиапроектом 2009 года в Рунете.


Подпись: Алиса Кустикова

Источник: Лениздат