Выйти в Сеть, не совершив при этом свойственных интернет-СМИ грехов. Вот задача, которая стоит перед печатными СМИ, решившими покорить интернет-рынок. От того, насколько удачным будет принятое решение, зависит исход битвы между изданиями и социальными сервисами. Такое мнение на Санкт-Петербургском интернет-форуме высказал генеральный директор ежедневного интернет-журнала Look at me Алексей Аметов. Ведь уже сегодня соцсети забирают себе львиную долю бюджетов, прежде попадавших в традиционные СМИ.
«На самом деле большой разницы между газетой XIX века, журналом середины XX и интернет-версией издания в сети интернет нет, полагает Алексей Аметов. Не стоит путать СМИ и его оболочку, иными словами ту технологию, которая доставляет журналистский продукт к читателю». По его словам, сегодня специалисты медиаотрасли громко заявляют о том, что газетные СМИ умирают, тогда как можно констатировать лишь смерть той оболочки, в которой существовало издание.
Делать новости, не рубить деревья
Эту формулу емко обозначил Руперт Мердок, глава медиахолдинга News Corporation. «Мой бизнес не рубить деревья, а делать новости», процитировал магната Алексей Аметов. Несомненно, из уст владельца влиятельнейших The Wall Street Journal, The Times и информационного агентства Dow Jones такая фраза звучит практически неоспоримо. Другое дело, что переход печатного издания в интернет-среду нельзя назвать безболезненным.
По словам эксперта, традиционная рекламная модель печатных СМИ в интернете дала серьезный сбой. Издания, которые зарабатывали на рекламе миллионы долларов в год, создают интернет-версию и довольно быстро набирают огромную аудиторию, пояснил Алексей Аметов. «А вот потом выясняется, что объем рекламы, получаемой от интернет-версии, в десять раз меньше, чем у печатного издания, отметил он. Что делать с тем, что доход от рекламы сокращается даже у тех, кто сумел создать эффективную онлайн-версию и даже собрать вокруг себя аудиторию?»
Аудитория: реальная и фантастическая
Одна из проблем снижение уровня дохода на рынке интернет-рекламы, что связано с целым рядом факторов. По мнению Алексея Аметова, одна из причин в том, что стоимость рекламы в СМИ для рекламодателей всегда была завышена. Он также отметил, что происходит это зачастую за счет того, что руководители печатных СМИ обозначают клиентам бОльшие, чем на самом деле, тиражи газет и данные об аудитории. «У рекламодателя же нет никаких средств технического контроля для того, чтобы проверить, насколько правдивы приведенные данные, подчеркнул Аметов. К примеру, сотрудники одного небезызвестного мужского журнала рассказали мне, что в редакцию регулярно приходят письма от читателей из армии и тюрем. Причина популярности издания ясна как и подобает мужскому журналу, страницы издания пестрят фотографиями полуобнаженных, а то и полностью обнаженных девушек. В итоге реальные читатели издания отнюдь не совпадают с аудиторией, представленной рекламодателю, «как люди с высоким доходом и достатком».
Читатель в центре
По мнению эксперта, способы решить проблемы все же существуют. Формулу успеха можно охарактеризовать как качественный контент и высокие технологии. «При переходе в Сеть изданию необходимо удерживать уровень и качество контента и активно инвестировать средства в технологии, пояснил он. Все дело в том, что информационные и социальные сети постоянно внедряют всевозможные новшества. В битве между СМИ и социальными сервисами победят те, кто будет последовательно внедрять технические разработки и сохранять качество контента».
По мнению Аметова, сочетание этих показателей может сохранить позиции СМИ в интернете, невзирая на популярность социальных сетей и ресурсов: «СМИ должны улучшить производство контента при выходе в Сеть, современные технологии позволяют готовить журналистские материалы в два-три раза быстрее, чем в начале XX века. Технологии, безусловно, оказали влияние на скорость поиска ньюсмейкера, проверки фактуры и работу с базами данных».
Как же выглядят СМИ будущего? «Очевидно, что в центре внимания будет читатель, констатирует эксперт. Что касается контента, первое и совершенно очевидное требование к нему он должен быть качественным. Еще одна задача собрать аудиторию ресурса вокруг себя посредством социальных сетей». Аметов также добавил: «Не стоит биться за трафик, заманивая тех, кто не входит в состав постоянной аудитории и попадает на ресурс только потому, что руководство интернет-СМИ обеспокоено вопросом увеличения трафика». В лучшем случае люди приходят и уходят, в худшем вступают в конфликт с целевой аудиторией, что вредно для имиджа самого издания, резюмировал он.
Не впадать в грехи
«При этом не стоит совершать грехи, в которые довольно часто впадают многие интернет-СМИ, отмечает Аметов. Среди них в первую очередь искусственное увеличение трафика». По словам эксперта, онлайн-СМИ ухудшают свой контент, публикуя сырые ролики и новости на две-три строчки. «Далее, когда ресурс теряет популярность, на контент просто нагоняется трафик, описывает схему он. Собственно, нагонять трафик можно тремя способами от белого до черного. Последний выглядит так: когда пользователь заходит на сайт для того, чтобы скачать информацию, на его странице открывается портал онлайн-СМИ, в котором быстро прокручиваются страницы издания». В итоге по счетчику получается, что человек зашел на сайт и вступил в очень «качественный рекламный контакт», чудесным образом просмотрев 80 страниц всего за пять секунд, пока шла загрузка. Второй грех интернет-СМИ воровство контента, или пресловутый копипаст, отмечает Аметов. Не меньшая проблема существование продажного контента в онлайн-СМИ. По словам эксперта, уровень доверия к Сети остается ниже, чем к телевидению или к прессе, вопрос имиджа для интернет-изданий не менее, а то и более актуален, чем для традиционных СМИ.
Справка
Ежедневный интернет-журнал о моде, кино, музыке Look at me был создан в 2006 году как блог об уличной моде. Но сами основатели считают началом новейшей истории LAM октябрь 2007 года, когда запускается вторая версия сайта с огромным набором функций. Именно в это время вокруг пяти человек Василия Эсманова, Алексея Аметова, Кати Базилевской и основателей студии Nimbler Антона Гладкобородова и Кирилла Тена сформировалась команда. На Look at me добавляются статьи и галереи, возможность публикации анонсов событий, социальная составляющая профиль, возможность комментирования и оценки материалов сайта. Сейчас Look at me является ежедневным интернет-изданием, освещающим новости культуры и общественной жизни, и уникальной социальной сетью. По данным TNS, аудитория проекта составляет 800 тыс. уникальных посетителей ежемесячно. Это преимущественно молодые люди
Одна из важных инноваций Look at me создание бесплатной системы публикации анонсов мероприятий. Незарегистрированным пользователям доступен весь контент сайта: новости (потоки) по интересующим их темам и подписка на них через RSS, анонсы предстоящих событий и добавление их в личный календарь, просмотр галерей с прошедших событий. Зарегистрированные пользователи Look at me могут вести социальную активность, формирующую проект: оставлять комментарии, голосовать за посты, присоединяться к событиям, публиковать статьи, события и галереи, подписываться на потоки, добавлять в друзья других участников и следить за их активностью. Look at me стал медиапроектом 2009 года в Рунете.
Подпись: Алиса Кустикова
Источник: Лениздат