Internews Kazakhstan

За три месяца судебных исков на 102 млн. тенге

Cоздан:   вс, 20/12/2009 - 16:04
Категория:
Тэги:

“Почему департаменты подают в суд? Возможно, они выиграют, но прибавится ли у департамента и власти в целом после этого авторитета?” - задавала риторические вопросы на пресс-конференции в Алматы Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова “Адил соз”. На этот раз в фокусе внимания оказалась газета “Уральская неделя” и ее журналист Лукпан Ахмедьяров.

Критические трудности в журналистской карьере Лукпана Ахмедьярова начались после того, как на пресс-конференции акима ЗКО Бахтыкожи Измухамбетова, он поинтересовался, будут ли аффилированные с ним и его родственниками фирмы осваивать бюджет на следующий год так, как они сделали это в текущем. Г-н Ахмедьяров в то время работал на областном телевидении, но пока он ехал с пресс-конференции в редакцию, его успели уволить.

Серия последних исков к журналисту и газете включают в себя следующее.

АО “Тенгизнефтестрой” требует с “Уральской недели” и Лукпана Мухамедьярова опровержение и 70 млн. тенге в счет компенсации морального вреда. Поводом стала статья от 6-го августа “За ширмой тендера”. Там сообщалось, что задолго до проведения тендера на строительство газопровода “Жымпиты-Каратюба” “Тенгизнефтестрой” завез технику, трубы и создал рабочий поселок. Абсурд ситуации усиливается тем, что компания все эти факты не отрицает.

Западно-Казахстанское управление энергетики и коммунального хозяйства требует выплатить 20 млн. тенге и написать опровержение, что коррупции у них нет. Областной департамент полиции в иске за статью трехлетней давности также хочет 12 млн. тенге и чтобы написали, что в полиции нет коррупции. Итого набегает 102 млн. тенге в трех исках за три месяца, а всего “Уральская неделя” в настоящее время отвечает в судах по шести исковым заявлениям от государственных учреждений и частных компаний. Два иска абсолютно одинаковые, только “шапки” отличаются.

Все истцы отказываются от мировых соглашений и требуют многомиллионные суммы с газеты, где после выплаты месячных зарплат, социальных отчислений и налогов остается на счету порядка 300 тыс. тенге. В ДВД области за это время поменялся первый руководитель, но “преемственность власти” в судебной тяжбе с изданием сохранилась. “Нет повода для оптимизма”, - так г-н Ахмедьяров комментирует свои судебные перспективы. И вовсе не потому, что юридически его позиция слабая, а потому что суд и прокуратура действуют заодно и согласованно. Прецедент уже создан в деле Алпамыса Бектурганова, который за публичную критику акима получил срок тюремного заключения.

Тамара Калеева обратила внимание, что крупные чиновники подают иски в суд как частные лица. При этом публичной критике подвергается отнюдь не их частная жизнь, а служебная деятельность. Если в 2008 году было зафиксировано 20 фактов судебного преследования журналистов, то в этом уже 40. Гражданских преследований стало больше на треть. По-прежнему популярны астрономические суммы при взыскании компенсации. Даже если предположить, что судебные решения будут в пользу журналистов, все эти судебные иски можно классифицировать как психологическое давление.

За газетой “Уральская неделя” нет какого-нибудь олигарха или политической партии, она принадлежит журналистскому коллективу. Ее тираж 14,5 тыс. экземпляров.

“В канун праздника нам бы говорить о завоеваниях, а мы говорим о нарушениях”, - заметила Тамара Калеева. Она выразила обеспокоенность, как бы Конституцию Республики Казахстан не постигла участь “сталинской” и “брежневской” конституций, где “написано было хорошо, но на практике ничего не соблюдалось”.

Источник: Zona.kz