Самовыдвижение журналистов в Координационный Совет (КС) российской оппозиции вызвало бурную дискуссию по поводу этичности этого поступка. С одной стороны, этика журналиста говорит о недопустимости совмещения профессиональной и политической деятельности. С другой стороны, отмечают сами представители прессы, "в некоторых сферах человеческой активности формальный подход очень часто граничит с идиотизмом. А вольная и невольная ангажированность свойственна каждому, кто пишет о российской политике".
В числе кандидатов Координационного Совета российской оппозиции на данный момент входят порядка 20 человек. Среди них: Филипп Дзядко, Олег Кашин, Ксения Собчак, Аркадий Бабченко, Рустем Адагамов, Дмитрий Быков, Петр Верзилов, Олег Лурье, Ольга Романова, Сергей Пархоменко, Илья Азар, Маша Железнова и другие представители прессы. После того, как журналисты публично обозначили свои намерения, на них обрушилась волна обвинений в ангажированности.
Первым с объяснениями выступил журналист "Коммерсанта" Олег Кашин. На сайте "Слон.ру" он рассуждает о том, "имеет ли право журналист выдвигаться в Координационный совет оппозиции". В ответ на аргументы коллег о том, что это нарушает журналистскую хартию, Олег отмечает, что "в некоторых сферах человеческой активности формальный подход очень часто граничит с идиотизмом. А вольная и невольная ангажированность свойственна каждому, кто пишет о российской политике".
Таким образом, по мнению Кашина, решение об объективности того или иного автора принимает сам журналист, "который понимает, где верить, где не верить, а где рыбу заворачивали". "Можно ли доверять мне как журналисту – это зависит от множества вещей, самой последней из которых является мое участие или неучастие в каких угодно политических структурах", - добавляет Олег Кашин.
В ответ на его такие размышления журналист Ленты.ру Илья Азар заметил в своем Twitter, что колонка Кашина - слабая. "Она не отвечает ни на один вопрос, только о том, что, видите ли журналист вполне может быть ангажирован, что такого, - комментирует он. - Этот текст о том, почему может участвовать Кашин, а не журналист. Не все журналисты ангажированны. Мне кажется, у журналиста должна быть позиция "все мудаки", которой я и стараюсь придерживаться".
В корне не согласен с позицией Кашина и журналист "Эха Москвы" Александр Плющев. Он выступает категорически против того, что журналист входит в состав координационного комитета оппозиции. "Хочешь бороться за власть – вон из профессии, - так радикально рассуждает Плющев. - То есть, просто не вводи аудиторию в заблуждение: перестань называть себя журналистом, а если уж идешь в СМИ, то и представляйся там, как деятель оппозиции. Перефразируя известное выражение про трусы и крестик, вы либо пресс-карту сдайте, либо кандидатуру свою снимите. Я с прискорбием вынужден признать, что профессией уже не просто подтерлись, но и спустили в унитаз".
В эфире программы "Особое мнение" собеседник журналиста Леонид Млечин пытался убедить Плющева в том, что журналисты, вступившие в КС, сделали это не ради политики. "Я думаю, что они вовсе не собираются заниматься политикой, то есть становиться практическими политиками или профессиональными политиками, - говорит Млечин. - Они хотят участвовать в общественной активности, в общественной деятельности, направленной на изменение и улучшение жизни в нашей стране".
Да и один из авторов журналистской хартии Сергей Пархоменко в "Утреннем развороте" заметил Плющеву, что "люди, которые идут в этот координационный Совет, идут туда, чтобы сделать эти выборы более разумными. Ни один из нас не хочет ни министерского портфеля, ни депутатского мандата. Мы боремся за выбор. За возможность нашей профессии существовать на тех самых основах, которые были в 1994-м году описаны в Московской Хартии".
Позиция Кашина вызывала протест у журналистки Марии Железновой. Она не только "перепостила" на свою страницу в Facebook заметку Александра, но и заявила о том, что не поддержит ни одного журналиста-кандидата в координационный совет. При этом, она добавила, что "под журналистом подразумеваю людей, работающих не с мнениями, а с информацией. Кашин, правда, в последнее время не пишет". Ольга Романова в переписке с Железновой на Facebook заметила, что больше не является журналистом. "Да, я это понимаю. Диплом сдать не могу, ибо не было у меня его никогда. У меня Финансовая Академия в анамнезе. У меня в ФБ в профиле два года написано: «род занятий - Русь Сидящая»", - добавила Романова.
"Под занавес" дискуссий о месте журналиста в политической системе в своем ЖЖ высказался экс-гендиректор "Коммерсанта" Демьян Кудрявцев. "Вам не нравятся журналисты в координационных органах протестного движения, а Хинштейн в Думе нравится? – недоумевает Кудрявцев. - Мне кажется, что журналист имеет право на политические убеждения и даже на участие в гражданских объединениях. Тем более, что координационный Совет протестного движения без журналистов (режиссеров, актеров, врачей, предпринимателей) будет, по сути, собранием политических активистов тех или иных движений, и вот тогда станет действительно политическим органом". А потому, чтобы не превращать КС в политический орган, в него вступил и писатель Дмитрий Быков. В эфире телеканала "Дождь" он заметил, что его шаг обусловлен тем, что считает это "замечательной попыткой воссоздать в России процедуру честных выборов. Участвовать в этой попытке мне интересно. Я участвую в этом не как профессиональный спортсмен в забеге, а как рядовой физкультурник, который делает положенную ему утреннюю гимнастику. У каждого она своя", - сказал писатель.
Источник: Лениздат