Когда теле- и радиожурналисты освещают горячие новости, это как раз тот момент, который разграничивает простых читателей от настоящих лидеров. Лучшие ведущие выпуска новостей и репортеры, работающие в прямом эфире, делают так, чтобы их работа выглядела очень простой, но, на самом деле, она таковой не является.
Джил Гизлер, Институт им. Пойнтера
Кроме голоса, внешнего вида и умения подать материал у лучших журналистов есть еще то, что я называю «навыками работы без сценария».
Они владеют аудиторией, чувствует себя комфортно, изъясняются просто и ясно даже когда события разворачиваются настолько быстро, что форматы и сценарии просто не имеют смысла.
«Умение общаться без сценария» основано на психологии, быстрой реакции, критическом мышлении и постоянном повышении квалификации.
Я обучаю журналистов восьми навыкам, которые относятся к этому умению работать без заранее написанного сценария.
-
Знание вопроса: Понимание проблемы, знание имен, географии, истории и умение все это подать зрителю. Журналист должен уметь учиться, повышать квалификацию, оставаться студентом.
-
Способность обрабатывать информацию: Сортировка, классификация, умение выделить приоритетные разделы и темы, способность держать в голове большой объем информации.
-
Этические границы: Понимание тех острых углов, которые необходимо уметь обойти, освещая горячие новости,
в каком-то смысле, это мины на поле: непроверенная информация, графическое видео, слова, которые могут вызвать панику, поставить под угрозу общественную безопасность, слова, которые могут ранить уже травмированных жертв или их близких. -
Владение языком: грамматика, синтаксис, произношение, тон и умение в целом быть хорошим рассказчиком независимо от того, насколько устал сам ведущий выпуска новостей или репортер.
-
Искусство интервью: Умение почувствовать, что людям интересно, и что они хотят узнать, каких элементов не хватает материалу, умение вытянуть из собеседника информацию, задавая нужные вопросы, и умение слушать.
-
Умение одновременно выполнять несколько заданий: слушать в наушниках задачи, поставленные продюсером, одновременно просматривая новую информацию на экране компьютера, читая тексты или Twitter; слушать, о чем разговаривают другие репортеры в редакции, мониторить новые видеоматериалы и, безусловно, отправлять твиты с информацией: люди ожидают информацию в разных форматах.
-
Умение наслаждаться каждой из этих ролей: Понимание задач и технологий, являющихся составными частями телерадиовещания, умение меняться в зависимости от изменяющейся ситуации и возникающих проблем и умение предвидеть, какие еще специалисты понадобятся.
- Обостренное чувство времени: Способность в случае необходимости сократить или, наоборот, растянуть разговор, понимание того, когда следует повторить или добавить деталей, умение подсчитать количество необходимых слов без взгляда на часы, когда нужно заполнить минуту.
Когда у телезрителей появляется возможность своими глазами увидеть, как работает телевизионная редакция во время выпуска горячих новостей, они получают сильные впечатления от контраста спокойствия ведущих прямого эфира и того хаоса, который царит в редакции.
В этом заключается суть умения работать без сценария и критерии лучших телерадиожурналистов.
Источник: IJNet-International Journalists' Network - http://ijnet.org/ru