5 марта прекратит существование один из самых громких медиапроектов последнего времени «Гражданин поэт». Его продюсер АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ сейчас ведет на РБК-ТВ ток-шоу «Гражданин президент», которое, кстати, также закончится к президентским выборам. Он рассказал корреспонденту РБК daily ПЕТРУ САПОЖНИКОВУ о том, как зарождались оба проекта и почему они должны умереть практически в один день.
Андрей, хочу начать с вопросов, связанных с проектом «Гражданин поэт». Ты говорил, что этот цикл закончится с президентскими выборами. Но тебе понравилось делать такие вещи?
Прикольно, конечно. Но что мне не очень понравилось очень много «пахоты». Это, с одной стороны, приятно, конечно, спрос, пятое-десятое. Но, честно говоря, у меня в планы не входило так пахать ни разу. И главное, я считаю, что у проекта должен быть конец, об этом надо договориться в самом его начале.
Но ты же возглавлял «Коммерсантъ», например. Это же проект без срока окончания. Он живет себе...
«Гражданин поэт» это же не совсем СМИ. То есть мы интерпретируем события. Ты прекрасно знаешь, как я не любил в «Коммерсанте», когда в газете интерпретируют события. Давайте мне как есть. Что думает журналист, мне неинтересно, мне интересно, что он разузнал. Это разный подход. А здесь, собственно говоря, вся тема что мы думаем. И, наверно, усталость какая-то у публики должна накопиться, ей должно надоесть знать, о чем мы думаем, что Миша Ефремов показывает и как мы это интерпретируем.
Потом надо сказать, что я и от «Коммерсанта» очень устал, потому что любая заметка появлялась в газете, я уже понимал, что ее много раз читал. Кстати, особенно это было видно, когда я в Киеве возглавлял украинский «Коммерсантъ». А я все заметки читал уже много лет назад, только в России. Все те же темы. Приватизация каких-то государственных предприятий, все эти выборы. Я это сто раз проходил. Но я знал, что там буду делать 12 месяцев плюс-минус сколько-то еще. Сделать классную газету, которая в общем не уступала бы московскому «Коммерсанту», в том числе и по влиятельности. Дембель виден все ярче делается. Если бы я понимал, что это на всю жизнь, я бы там сгнил.
Когда ты в армии, ты же знаешь, что через два года дембель. И ты распределяешь свои несчастья. Еще ты понимаешь, что через год все-таки будет полегче, ты уже думаешь не категорией «два года», а категорией «один год». Потому что, если бы тебе всегда пришлось думать в категории «два года», можно повеситься.
Так что я вообще считаю, что дембель это очень для творчества позитивная вещь.
Но потом же опять руки зачешутся. Что тогда делать?
Почему? Они у меня, кстати, и не чесались. Просто так получилось, что этот проект (тогда он назывался «Поэт и гражданин») родился благодаря даже не мне. Я к нему очень легко относился, подарил «Дождю». Единственная была просьба, я же денег не просил: не е...те мне мозги. Я вам подарил? Подарил. Миша (Ефремов. РБК daily) тоже бесплатно работал, кстати.
Когда потом пришлось расстаться с «Дождем», ролик сняли с эфира, у нас пошел какой-то чудовищный пиар, которого я, кстати, не ожидал. И потом я просто понял, что у меня готовый проект лежит на земле и на нем можно зарабатывать деньги. Я же не идиот. И мне, кстати, было довольно стремно, когда я понимал, во что я ввязываюсь.
Из-за политики?
Да это как раз было нестремно.
Что придется работать?
Да. Такая хрень у меня на целый год! И тогда мы собрались и сказали друг другу: «Ребята, давайте сразу договоримся, где конец». Конец выборы президента. И вот они прошли все, к нам вопросов нет. Не говоря о том, что к сегодняшнему дню уже настолько политикой затрахали людей, что к выборам у нас начнет снижаться популярность. Зачем? Лучше уйти на пике.
Только не надо говорить, что ты в этом проекте занимаешься только оргвопросами. Ты все равно воспринимаешься публикой как некая политическая фигура, со своими взглядами на происходящее
Если тобой так воспринимаюсь, дай тебе бог здоровья. Я вот себя не воспринимаю политической фигурой абсолютно. И больше того, если бы я думал о политике, мы вот этим занимались, например, на съемках, то тогда у нас бы говно получилось. В данном случае мы думаем, чтобы стихотворение было актуальным, чтобы оно было необязательно смешное, потому что у нас было, как бы сказать... и несмешных было до фига, а даже трагичных
Это ты про Киплинга, написавшего «Свежий закон джунглей»?
Например. Или про Буданова. Или про Усаму бен Ладена. Там смеха мало. Но это неважно. Это тема диктует. В данном случае я забочусь об актуальности. Тем более что Интернет сразу показывает, насколько мы угадали. В течение недели он показывает, сколько. У нас один ролик «Путин и мужик» за неделю набрал полтора миллиона просмотров. Правда, нам помог какой-то зритель, который нас в Краснодаре снял на iPhone, он даже нас в два раза опередил за первую неделю. То есть у него было под миллион, а у нас было под 500 тыс. Вот так. То есть мы за неделю набрали просмотров около полутора миллионов.
А бывает по 150 тыс. Столько набрал ролик «Наши все» под Михаила Светлова. Стих «Задебатый» под Агнию Барто набрал больше 500 тыс. То есть Интернет показывает очень четко, насколько актуальна была тема.
Вообще, я не слежу за новостями. У меня для этого Быков есть. Быков и Кацман (Юрий Кацман, главный редактор газеты и интернет-издания F5, входящего в медиагруппу «Живи!». РБК daily), который наш транслятор. Опять же мне проще, мне не надо сидеть на лентах, что когда мне предлагаются какие-то темы, что мне на этой неделе делать, я сразу же понимаю, что катит, а что не катит. Могу задать наводящий вопрос. Потому что я к этим новостям столько сидел мордой много лет. Я знаю качество новостей что зацепит, что не зацепит.
Сколько вы заработали на «Гражданине поэте»?
Мы провели уже около 40 концертов в разных городах. Но я сейчас не стал бы подсчитывать, сколько мы получили, пока проект не закончен. Все концерты проходят в условиях полного аншлага. Могу только сказать, что за каждый стих мы получаем 6 тыс. долл. от наших трансляторов, F5 и «Эха Москвы». И еще мы получили премию «ПолитПросвет» Дмитрия Зимина (основатель «ВымпелКома». РБК daily) в размере 760 тыс. руб.
Кстати, Кацман тебя никуда не приглашал?
Куда?
Ну, например, в предвыборную газету «Не дай бог!».
Кацман меня прекрасно знает. Он моим заместителем был.
Я, думаешь, не помню?
Ну? На что он? Он идиот, что ли, мне что-нибудь предлагать?
А почему бы и нет?
Чтобы я на... послал лишний раз? Кацман единственное, что предложил, когда с «Дождем» мы разошлись, работать вместе. И там еще какой-то финдиректор спрашивал: «Понятно, за что мы платим Быкову, понятно, за что мы платим Ефремову. А за что мы платим Васильеву?» Кацман сказал: «Ты будешь разговаривать с Ефремовым и Быковым? Я не буду». Вот этот финдиректор сразу: «Да, все понятно».
Я даже не буду говорить, что мне предлагали возглавить после того, как я ушел из «Коммерсанта». Потому что это было на уровне «за стаканом». Я сразу посылал. Не спрашивал даже, какие условия. Я очень долго на самом деле сопротивлялся попыткам меня втянуть в политическую и активную жизнь страны. Прямо до апреля прошлого года.
Выборы пройдут, сделаете последний концерт «На смерть проекта». А дальше опять на пенсию?
Нет, но очень хочется. У нас там будут еще концерты на девять дней, 40 дней. Это как бы не наша инициатива. Концерты это прикольно. Это заработок, аплодисменты и так далее. И когда уже не надо писать новые ролики Сейчас, кстати, они уже все тяжелее и тяжелее даются.
И все же, как ты вообще оцениваешь происходящее в медиапространстве, например на телевидении? Ведь выходит же оно потихоньку из того трясинного болота, которое было до митинга на Болотной, прости за тавтологию.
Я очень рад, что так получилось, но я не думал о выходе из трясинного болота. Нам вон ролик бы записать, сейчас у нас концерты Киев, Питер. Вот я сижу монтирую. У меня же видеоподводки на концерте, как бы такое квазителевидение ну, повод, по какому была сочинена та или иная штука.
То, что на телик меня стали приглашать в политические передачи, этого уже сколько лет не было. Раньше меня еще могли какие-нибудь энтэвэшники пригласить в программу про мат, например, или куда-то про кино на СТС, или на «Первом канале» на «Закрытый показ».
Про политику вообще все было закрыто. Мне звонили молодые редактора: «Приходите к нам на программу, у нас дискуссия: какой мэр нужен Москве?» Я говорю: «Сынок, ты пойди спроси у взрослых». «Сынок» спрашивает у «взрослых», потом перезванивает и говорит: «Да, извините». Я отвечаю: «Все в порядке». «Взрослые»-то знают, что я буду говорить. Мне же по фигу на телике я с тобой разговариваю или на кухне. Мы с тобой, кстати, на кухне и сидим. Я и говорю то, что думаю. Тут даже «Россия» позвала на «Исторический процесс». Конечно, это здорово. И я радуюсь за коллег. Вот на телеканал РБК пригласили вести политическую программу.
Ну и как?
Это программа «Гражданин президент». У меня один эфир был, сейчас будет второй (на момент выхода интервью в печать вторая и третья передачи вышли в эфир. РБК daily). Всего четыре сделаем. Любимов (Александр Любимов, генеральный директор РБК-ТВ. РБК daily) придумал, а я веду. Мне это даже прикольно.
На первой передаче были Михаил Прохоров и Владимир Рыжков. Было очень хорошо, душевно. Я Прохорова очень давно знаю вообще. То есть мы в приятельских отношениях, в этом смысле проще. Я его подкалывал, он меня. А Рыжков вообще приятный парень. Я им говорю, ребята, у меня первый прямой эфир, ну не в жизни, а в качестве ведущего. И они тоже совершенно искренне сказали, что им понравилось.
А тебе самому понравилось быть ведущим?
Неплохо. Мне понравилось, что получилось не позорно. Все успел. Там свои особенности, мне говорят в наушник: «Осталось две минуты». А я же не знаю, что такое две минуты. Если ты пишешь заметку, ты знаешь, у тебя осталось 15 строк или что-то вроде этого. А тут надо вовремя попрощаться как на время перерыва на новости, так и в конце передачи. Секунда в секунду буквально. Закончить не на полуслове. Все удалось.
Но повторюсь, если бы мне предложили цикл на год, я бы, может, согласился, если бы меня бедность настигла какая-то. Но относился бы к этому гораздо грустнее.
Источник: РБК daily