Должны ли журналисты? Что и кому? Чем отличается журналистика США от развивающихся стран? Почему журналистские расследования у нас нередко пишут «в стол»? Надо ли СМИ Центральной Азии объединяться? На международной конференции в Бишкеке обсуждались острые вопросы. Участники нещадно критиковали друг друга.
130 журналистов и экспертов из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Беларуси, России, Грузии и Украины, представители госорганов обсуждали роли бизнеса и государства в развития журналистики и роль журналистики в развитии рыночной экономики и борьбе с коррупцией в ходе международной конференции «Экономическая журналистика как фактор и индикатор развития рыночной экономики», организованная Институтом политики развития (ИПР) и Центром международного частного предпринимательства (CIPE) Кыргызстана.
ПРЕССА ИНФОРМАЦИОННО НАСЫЩАЕТСЯ
Основываясь на данных контент-анализа прессы Кыргызстана, России, Казахстана и США в 20102012 годах, председатель правления ИПР Надежда Добрецова обозначила направления их развития. Во всех 4-х странах доля экономической информации растёт. Топ-темы «экономических» (целиком посвящённых вопросам экономики) изданий новости компаний, политика и события международной жизни. Для «народных» СМИ (СМИ для всех) приоритетны темы культуры и политики. Наиболее популярны темы: политика, культура, спорт, криминал и события в мире. Наименее наука и экология. Последние, возможно, из-за неумения журналистов отразить их экономическую сторону.
Тем не менее пресса становится более насыщенной информационно. Знаков на полосах изданий России, Казахстана и США на 30-50% больше, чем в кыргызской прессе. А вот количество публикаций на полосе уменьшается. Авторы исследования связывают это со стремлением прессы к глубине и детализации в раскрытии тем и видят в этом преимущество прессы перед интернет-изданиями и телевидением.
По числу авторов, опубликовавших материалы за неделю исследования, США оторвались от всех: 80 в «экономических» СМИ и 50 в «народных». В России 25 и 25, Казахстане 12 и 17, в Кыргызстане 5 и 11.
ВРЕМЯ ДЕНЬГИ
Журналисты всё чаще пытаются объяснять экономическую и финансовую подоплеку неэкономических тем. В СМИ Кыргызстана тройной разрыв между количеством измерений в экономических и «народных» СМИ. В СМИ Казахстана разрыва нет, как не было в 2011 году в СМИ России.
В прессе всех 4-х стран растут измерения в деньгах и времени. Причём в Казахстане и Кыргызстане измерения времени важнее измерений денег: темп жизни в наших странах ускоряется, и время ценится всё больше.
Больше всего измерений денег в СМИ России, а в 2011-м было в СМИ США. Казахстан на 3-м месте по получению гражданами понятной финансовой информации.
В 2012-м доля рекламы в газетах Кыргызстана выросла в обеих категориях СМИ почти вдвое. «Народные» СМИ злоупотребляли строчными объявлениями. «Народные» СМИ США в 2011 году потеряли первенство, уменьшив долю рекламной площади вполовину, и сравнялись с Кыргызстаном. В Казахстане доля рекламы в прессе в 2012-м увеличилась почти на четверть. Контент-анализ СМИ убеждает в том, что между экономическими и «народными» СМИ Казахстана наименьшая разница.
РАЗНЫЕ РОЛИ
Особое внимание спикеры конференции (не из СМИ) уделили роли журналистики. Многие журналистов критиковали. Объективно и не очень. Иногда приписывая им чужие функции и ответственность.
Формула эффективности чиновника это сумма его зарплаты и имиджа, поделённая на его работу, считает глава представительства CIPE в России Александр Раевский. То есть, чем меньше чиновник работает, больше получает и лучше выглядит в глазах людей, тем более он эффективен в собственном представлении. И в этом СМИ не должны ему помогать.
Бишкекский рынок «Дордой», по данным Forbes, входит в топ-10 мировых рынков. Годовой оборот $10 млрд, около 30000 трудящихся. Он работает как перевалочный пункт между Китаем и странами СНГ, особенно Казахстаном и Россией. Однако часть торговцев работает на 1% прибыли. И при этом чиновники хотели ввести кассовые аппараты на каждом торговом месте, говорит президент Ассоциации рынков Кыргызской Республики Сергей Пономарёв. Это может привести к новым социальным волнениям. Здесь также важна позиция СМИ, взгляд журналистов на проблему.
Недавно ко мне обращался за помощью старик. Он взял в микрокредитной организации кредит на хадж и не может его погасить. МКО выселяет его из дома, рассказала директор финансовой компании «Сенти» Нелли Симонова. Люди берут кредиты на той, обрезание. Им нужно объяснять, какие проценты по этим кредитам придётся платить. Одни СМИ предоставляют достоверную и качественную информацию, другие, «преследующие меркантильные интересы и нацеленные на получение прибыли, зачастую дезинформируют массы и разрушают общественное сознание граждан, считает она.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Развитие экономической журналистики прямо соотносится с макроэкономическими показателями стран, индексами бедности, инвестиционной активностью и накоплениями населения, например, кредитованием. Уровень финансовой и экономической грамотности населения, зависящий и от экономической журналистики, влияет на экономический рост и стабильность. Так, проведение журналистских расследований и их последствия возбуждение уголовного или административного дела, общественный резонанс помогает в борьбе с коррупцией. Поэтому заинтересованные правительства стран будут поощрять расследования. Как и открытые компании с прозрачной деятельностью.
У СМИ Центральной Азии много общих тем: водообеспечение, вступление в ВТО, условия развития бизнеса, удорожание продовольствия, неподчиняющиеся регулированию финансовые потоки. Все эти проблемы не могут решаться на национальном уровне и требуют регионального обсуждения и, вероятно, управления. Создав постоянную площадку для общения можно сотрудничать уже сейчас. И консолидироваться дальше, резюмировали участники конференции.
Текст: Валентина ВЛАДИМИРСКАЯИсточник: Мегаполис