Internews Kazakhstan

Смысл кредита на хадж. На международной конференции в Бишкеке обсуждались острые вопросы

Cоздан:   пт, 19/10/2012 - 14:46
Категория:
Тэги:

Должны ли журналисты? Что и кому? Чем отличается журналистика США от развивающихся стран? Почему журналистские расследования у нас нередко пишут «в стол»? Надо ли СМИ Центральной Азии объединяться? На международной конференции в Бишкеке обсуждались острые вопросы. Участники нещадно критиковали друг друга.

130 журналистов и экспертов из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Беларуси, России, Грузии и Украины, представители госорганов обсуждали роли бизнеса и государства в развития журналистики и роль журналистики в развитии рыночной экономики и борьбе с коррупцией в ходе международной конференции «Экономическая журналистика как фактор и индикатор развития рыночной экономики», организованная Институтом политики развития (ИПР) и Центром международного частного предпринимательства (CIPE) Кыргызстана.

ПРЕССА ИНФОРМАЦИОННО НАСЫЩАЕТСЯ

Основываясь на данных контент-анализа прессы Кыргызстана, России, Казахстана и США в 2010–2012 годах, председатель правления ИПР Надежда Добрецова обозначила направления их развития. Во всех 4-х странах доля экономической информации растёт. Топ-темы «экономических» (целиком посвящённых вопросам экономики) изданий – новости компаний, политика и события международной жизни. Для «народных» СМИ (СМИ для всех) приоритетны темы культуры и политики. Наиболее популярны темы: политика, культура, спорт, криминал и события в мире. Наименее – наука и экология. Последние, возможно, из-за неумения журналистов отразить их экономическую сторону.

Тем не менее пресса становится более насыщенной информационно. Знаков на полосах изданий России, Казахстана и США на 30-50% больше, чем в кыргызской прессе. А вот количество публикаций на полосе уменьшается. Авторы исследования связывают это со стремлением прессы к глубине и детализации в раскрытии тем и видят в этом преимущество прессы перед интернет-изданиями и телевидением.

По числу авторов, опубликовавших материалы за неделю исследования, США оторвались от всех: 80 в «экономических» СМИ и 50 – в «народных». В России – 25 и 25, Казахстане – 12 и 17, в Кыргызстане – 5 и 11.

ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ

Журналисты всё чаще пытаются объяснять экономическую и финансовую подоплеку неэкономических тем. В СМИ Кыргызстана – тройной разрыв между количеством измерений в экономических и «народных» СМИ. В СМИ Казахстана разрыва нет, как не было в 2011 году в СМИ России.

В прессе всех 4-х стран растут измерения в деньгах и времени. Причём в Казахстане и Кыргызстане измерения времени важнее измерений денег: темп жизни в наших странах ускоряется, и время ценится всё больше.

Больше всего измерений денег – в СМИ России, а в 2011-м было в СМИ США. Казахстан – на 3-м месте по получению гражданами понятной финансовой информации.

В 2012-м доля рекламы в газетах Кыргызстана выросла в обеих категориях СМИ почти вдвое. «Народные» СМИ злоупотребляли строчными объявлениями. «Народные» СМИ США в 2011 году потеряли первенство, уменьшив долю рекламной площади вполовину, и сравнялись с Кыргызстаном. В Казахстане доля рекламы в прессе в 2012-м увеличилась почти на четверть. Контент-анализ СМИ убеждает в том, что между экономическими и «народными» СМИ Казахстана – наименьшая разница.

РАЗНЫЕ РОЛИ

Особое внимание спикеры конференции (не из СМИ) уделили роли журналистики. Многие журналистов критиковали. Объективно и не очень. Иногда приписывая им чужие функции и ответственность.

Формула эффективности чиновника – это сумма его зарплаты и имиджа, поделённая на его работу, считает глава представительства CIPE в России Александр Раевский. То есть, чем меньше чиновник работает, больше получает и лучше выглядит в глазах людей, тем более он эффективен в собственном представлении. И в этом СМИ не должны ему помогать.

Бишкекский рынок «Дордой», по данным Forbes, входит в топ-10 мировых рынков. Годовой оборот – $10 млрд, около 30000 трудящихся. Он работает как перевалочный пункт между Китаем и странами СНГ, особенно Казахстаном и Россией. Однако часть торговцев работает на 1% прибыли. И при этом чиновники хотели ввести кассовые аппараты на каждом торговом месте, говорит президент Ассоциации рынков Кыргызской Республики Сергей Пономарёв. Это может привести к новым социальным волнениям. Здесь также важна позиция СМИ, взгляд журналистов на проблему.

– Недавно ко мне обращался за помощью старик. Он взял в микрокредитной организации кредит на хадж и не может его погасить. МКО выселяет его из дома, – рассказала директор финансовой компании «Сенти» Нелли Симонова. – Люди берут кредиты на той, обрезание. Им нужно объяснять, какие проценты по этим кредитам придётся платить. Одни СМИ предоставляют достоверную и качественную информацию, другие, «преследующие меркантильные интересы и нацеленные на получение прибыли, зачастую дезинформируют массы и разрушают общественное сознание граждан, – считает она.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Развитие экономической журналистики прямо соотносится с макроэкономическими показателями стран, индексами бедности, инвестиционной активностью и накоплениями населения, например, кредитованием. Уровень финансовой и экономической грамотности населения, зависящий и от экономической журналистики, влияет на экономический рост и стабильность. Так, проведение журналистских расследований и их последствия – возбуждение уголовного или административного дела, общественный резонанс помогает в борьбе с коррупцией. Поэтому заинтересованные правительства стран будут поощрять расследования. Как и открытые компании с прозрачной деятельностью.

У СМИ Центральной Азии много общих тем: водообеспечение, вступление в ВТО, условия развития бизнеса, удорожание продовольствия, неподчиняющиеся регулированию финансовые потоки. Все эти проблемы не могут решаться на национальном уровне и требуют регионального обсуждения и, вероятно, управления. Создав постоянную площадку для общения можно сотрудничать уже сейчас. И консолидироваться дальше, резюмировали участники конференции.

Текст:  Валентина ВЛАДИМИРСКАЯ  

Источник: Мегаполис