Internews Kazakhstan

Журналисты Кавказа изучили правовые стандарты

Cоздан:   вт, 20/05/2008 - 09:03
Категория:
Тэги:

В Кисловодске состоялся семинар для журналистов «Пределы свободы выражения мнения. Российские и международные правовые стандарты и этические нормы». В работе семинара приняли участие журналисты из Ставропольского края, Волгоградской области, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Ингушетии…

Со вступительным словом к участникам семинара обратились Директор Центра Защиты Прав СМИ республики Дагестан Саида

Султанова и координатор Европейской программы международной организации АРТИКЛЬ 19 (Всемирная кампания за свободу выражения мнения) Кристофер Бернетт.

Они представили экспертов: Бориса Пантелеева, директора Агентства правовой информации «Человек и закон», кандидата юридических наук, советника юстиции, и Анну Шароградскую, директора Института региональной прессы, Санкт-Петербург.

Рассказывает Татьяна Цаллагова, владикавказский тележурналист (ТВ СОГУ): «Мне понравилось то, что было очень много раздаточного материала, конкретных примеров из региональной прессы. Запомнилась деловая игра по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации. Мы разбились на две команды: одна команда выступала в роли истца, другая – в роли ответчика. Юридические тонкости хорошо запоминаются именно в игровой форме».

Эксперт Борис Пантелеев, разбирая тему «Российское законодательство и международные стандарты», показал журналистам фотографию, опубликованную на первой полосе «КП», посвященную акции «Первый в армии», когда журналисты Первого канала выезжают в лучшую дивизию и проводят там 1-2 дня. Фото, размещенное в «КП», сопровождалось подписью, набранной крупным шрифтом: «Звезды первого канала отстреливались в Таманской дивизии».

Журналисты высказали свое мнение об этой фотографии: «форма гламура», «постановочная фотография», «игра в постмодерн», «они пародируют культовый советский фильм «Чапаев»...

Наметившаяся общероссийская тенденция (журналисты, фотографирующиеся с оружием), считает Пантелеев, противоречит фундаментальным международным принципам журналистики.

Он показал еще одну фотографию: журналист и телеведущий Алексей Пиманов позирует с гранатометом. В сопроводительном тексте к снимку «супермена» сообщается, что он «журналист №1 по правовой тематике в России», что он лауреат премии Тэффи, что жена его тоже журналист, и так далее. «Телекиллер с пулеметом», - такие ассоциации вызвала эта фотография у большинства журналистов.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП: Не должен журналист сниматься, держа в руках оружие, Никогда и ни при каких обстоятельствах не брать в руки оружие, был разобран Пантелеевым с точки зрения международных стандартов. Были рассмотрены конкретные положения конкретных мсмотрены конкуретные положения конкретных у журналистов листики. КП" - в тации. ции ампания за свободу выражения мнения) Кристеждународных документов, в которых зафиксирован этот принцип.

В чем отличие миссии журналиста от миссии пропагандиста?

Вокруг этой темы тоже разгорелись споры.

Вспомнили фильм «Битва советских войск под Москвой», который получил первый Оскар. Это документальный фильм. Над ним работало 40 кинооператоров, из которых выжило 10 человек. Каждый четвертый погиб! Фильм показывали, когда отмечали 65 лет обороны Москвы.

Что является табу для журналиста? Что можно, а что нельзя обсуждать в СМИ? Каковы этические ценности?

Например, известный тележурналист Светлана Сорокина получила предупреждение о разглашении семейной тайны, когда показала на своем канале своего приемного ребенка. Оказывается, этого делать нельзя.

Этико-правовой статус профессии журналиста ко многому обязывает.

Борис Пантелеев привел случай, когда один калининградский журналист опубликовал 64 статьи о судьях за 2 года. ВСЕ - негативные. Его статьи судом были признаны предвзятыми.

Какие вопросы можно задавать судье, а какие – нельзя? Всем участникам семинара раздали методичку на эту тему. Например, судье нельзя задавать вопрос: «каково ваше мнение?». Судья не имеет права отвечать на него. А журналисты очень часто спрашивают: каково ваше мнение о…

Первое место в конкурсе журналистов, работающих в залах суда, занял журналист, который освещал процесс в Кондопоге. Он задавал конкретные вопросы: «Сколько человек явились сегодня в суд? Сколько человек допросили? И так далее» То есть вел себя, как грамотный хроникер, который каждый день давал оперативную информацию из зала суда.

Анна Аркадьевна Шароградская показала журналистам документальный фильм «Кровавые карикатуры».

Как известно, три года назад разгорелся мировой скандал о карикатурах на Мухаммеда. Три года прошло, но идет новая волна разговоров об этих карикатурах. Фильм представляет из себя журналистское расследование на эту тему. По мнению журналистов с Кавказа, в данном случае были нарушены пределы свободы выражения мнения, которые оскорбили чувства верующих.

А ведь в международных правовых стандартах закреплено понятие «Особо охраняемые ценности».

Лет двадцать назад, когда не было Интернета, история с карикатурами не могла бы получить такой размах. Местные вопросы стали всемирными именно с приходом эры Интернета.

Кто-то из журналистов пересказал случай: Рамзан Кадыров издал распоряжение, чтобы женщины ходили в косынках. Некоторые преподавательницы университета возмутились этим предписанием, на что мужчины парировали: «Если Рамзан скажет, даже я буду ходить в платке».

Одно из самых распространенных нарушений, вменяемых в судах журналистам, – унижение чести и достоинства, деловой репутации (72,5% от общего числа дел, рассматриваемых в отношении журналистов).

Международный термин «диффамация» был рассмотрен на конкретных примерах.

С докладом на эту тему выступила Саида Солтанова. Она рассказала о спорах, идущих вокруг термина «деловая репутация». Одни юристы считают, что «деловая репутация» относится только к лицам, имеющим отношение к деловому обороту. Другие считают, что деловая репутация есть и у физических лиц.

Были изучены также правила цитирования официальных документов.

Как известно, Кодекс журналисткой этики в России содержит много противоречивых вещей. Поэтому российскими журналистами было принято решение поработать над этим кодексом еще.

Мы живем в переломное время. Оно формирует нас, мы – его.

Мадина Тезиева, Кисловодск-Владикавказ

Источник: ЦЭЖ