Кыргызстан пытается выбраться из порочного круга коррупции и авторитаризма: представители временного правительства в Бишкеке заявляют о своей приверженности делу становления подлинно свободной прессы, способной выполнять предписанную ей контролирующую роль в обществе. Но чтобы это произошло, нужно гораздо больше, чем просто политическая воля правительства.
В течение пяти лет пребывания Курманбека Бакиева у власти контроль над СМИ со стороны исполнительной ветви постоянно усиливался. Власти ужесточили законодательную базу и использовали суды для преследования независимых СМИ, отклонявшихся от официальной линии. Для достижения этой цели Бакиев прибегал к откровенной цензуре, включая блокирование зарубежных информационных сайтов в сети Интернет, содержание которых представлялось его администрации чересчур смелым.
На данный момент, неделю спустя после падения бакиевской администрации в результате волнений, имевших место 6-7 апреля в Бишкеке, кыргызские СМИ пользуются сравнительно высокой степенью редакционной свободы. Однако направление этой свободы в продуктивное русло обещает стать серьезной задачей. Успех на этом поприще может иметь важнейшие последствия для планов временного правительства, призванных покончить с авторитарной моделью управления. Первые два президента страны постсоветского периода - Курманбек Бакиев и Аскар Акаев - поддались соблазну и развели в республике необузданную коррупцию. Свободная пресса, способная провести расследование и предать гласности должностные преступления властей, может, пожалуй, стать наилучшим сдерживающим фактором, который не даст новому правительству в Бишкеке вновь встать на этот гибельный путь.
По мнению местных обозревателей, в нынешних кыргызских условиях создание свободной прессы является задачей из разряда "легче сказать, чем сделать". Руководители СМИ Кыргызстана не знакомы как следует с ролью, которою призвана играть свободная пресса в обществе, отмечает директор кыргызского представительства Internews Network Мария Раснер. Как следствие, в стране отсутствует традиция отстаивания прав в области свободы слова.
"Когда разговариваешь с медийными организациями и обсуждаешь вопрос о защите интересов друг друга, они предпочитают не заниматься этим, потому что все работают по-своему и все они от мала до велика решают свои маленькие проблемы собственными силами, - отмечает она. - И это работает, пока они могут разрешить свои маленькие проблемы. Мы наблюдаем это сейчас на территории всей страны. Они думают лишь о себе, а не о стране в целом".
Обстановка в Центральной Азии в целом является одной из наиболее неблагоприятных для журналистов. Авторитарные режимы всего региона используют различные механизмы, призванные надеть узду на независимую прессу. Последний всплеск беспорядков в Кыргызстане фактически дал СМИ республики второй шанс установить традиции свободной прессы. Так называемая "тюльпановая" революция предоставила подобную возможность, которая была упущена, подчеркивает Раснер.
"Мы в медийном сообществе не сумели достичь поставленных целей по причине отсутствия на то политической воли", - сказала Мария Раснер о начальном этапе работы бакиевской администрации в 2005-2006 гг.
Чтобы переломить ситуацию на этот раз, журналисты должны усилить индивидуальную ответственность за соблюдение высоких стандартов точности и справедливости своих репортажей. На протяжении всего постсоветского периода у журналистов Кыргызстана, по мнению экспертов, отсутствовало понимание соответствующих стандартов и норм. Многие спешили напечатать всякие слухи и инсинуации, позволяя личным интересам и пристрастиям влиять на освещение событий.
"Как можно говорить о свободной прессе, если нашими журналистами вновь и вновь оказывается так элементарно манипулировать? Можно ли назвать большинство из них журналистами? - вопрошает Эдиль Байсалов, глава аппарата председателя временного правительства Розы Отумбаевой. - Я задаю этот вопрос, одновременно отдавая себе отчет, что журналисты спасали свою жизнь, что их избивали и убивали".
Сферой, в которой власти способны реально что-то изменить, является законодательная база, регулирующая деятельность СМИ. Законодательство зачастую использовалось и используется в качестве орудия репрессий и запугивания не только в Кыргызстане, но и на территории всей Центральной Азии. Многочисленные издания и отдельные журналисты, решившиеся пойти наперекор воли властей, становятся ответчиками по политически мотивированным судебным искам о клевете, заканчивающимся наложением гигантских штрафов или тюремным сроком, а то и тем и другим вместе. В результате, многие журналисты стали привычно прибегать к самоцензуре.
Чтобы укрепить чувство уверенности у журналистов, необходим коренной пересмотр всего законодательства. Кроме того, по словам активистов, выступающих за свободу слова, следует реформировать судебную систему, дабы предотвратить возможность соответствующих злоупотреблений со стороны политического руководства, преследующих своей целью запугивание журналистов.
"Чтобы сделать процессы о клевете более свободными и справедливыми, нам нужно кардинально изменить судебную систему. Нужно сделать ее независимой. Потому что прежде все иски о клевете возникали по заказу [власть имущих]", - сказала EurasiaNet.org директор бишкекского центра гражданского общества "Интербилим" Асия Сасыкбаева.
Но пока не будет сформировано новое правительство, существенных изменений в законодательство не предвидится. Временное правительство пообещало провести выборы в шестимесячный срок. По мнению Байсалова, будущее руководство страны может внести серьезные коррективы в эту сферу. Но, подчеркнул он, становление свободной прессы в Кыргызстане это не только и не столько "законодательство, законы, правила и процедуры, устанавливаемые властями".
"Особенно в журналистике это непосредственно связано с профессионализмом ее представителей, их готовности подвергать вещи сомнению, их корректности и умения отстаивать национальные интересы", - отметил он.
Источник: Голос России