Сотрудники Первого канала, угрожавшие сжечь себя из-за увольнения, были вынуждены уйти из «Останкино» и продолжают голодать дома у друзей. Олега Пташкина и Эльхана Мирзоева, уволенных две недели назад из отдела спецпроектов, поддерживают друзья и нацболы, а через несколько часов после начала акции у входа в телецентр прошел пикет.
Бывшие корреспонденты Первого канала Эльхан Мирзоев и Олег Пташкин, протестуя против незаконного, по их мнению, увольнения, объявили в среду о начале бессрочной голодовки. «2 марта 2009 года нам объявили о нашем увольнении. Трудовые отношения с нами прервали с нарушениями наших конституционных и трудовых прав. Неправомерные действия руководства вынуждают нас забаррикадироваться на нашем рабочем месте в «Останкино», – говорится в их заявлении, оказавшемся в распоряжении «Газеты.Ru». Придя на прежнее рабочее место – в студию спецпроектов Первого канала – рано утром, Мирзоев и Пташкин закрылись в комнате и организовали онлайн-трансляцию своей голодовки на одном из интернет-сайтов. Молодые люди сидели за столом, прогуливались от стены к стене и отвечали на звонки журналистов.
По словам бывших сотрудников Первого, они уже пожаловались президенту Дмитрию Медведеву, обратились к уполномоченному по правам человека, в Государственную думу, Общественную палату, а также подали иск в суд. «И будем ждать здесь защиты наших прав», – настроились голодать журналисты.
«В случае силовых действий против нас мы приняли решение совершить самосожжение – облиться бензином и поджечь себя», – заявили Мирзоев и Пташкин.
Вернуть им работу на «Первом» экс-сотрудники не требовали – они просто просили восстановить их в должности и тут же уволить «в рамках закона». В последнее время молодые люди работали над новой программой «Участок», которая скоро должна выйти в эфир. Однако, не дожидаясь появления на экранах пилотного выпуска, руководство канала уволило Мирзоева и Пташкина, а также еще несколько десятков человек. Протестующие журналисты говорят, что срок их договора с Первым каналом истекал 30 июня, а в приказе об увольнении руководство указало, что его действие закончилось 2 марта. При этом никаких компенсаций или отступных ни Мирзоеву, ни Пташкину не заплатили. «Мы считаем, что со стороны ОАО «Первый канал» и созданной при нем «карманной», «семейной» организации ООО «Зеленая студия» в лице гендиректора Первого канала Константина Эрнста, руководителя студии спецпроектов Первого канала Натальи Никоновой и гендиректора «Зеленой студии» Ольги Андреевой наши права грубейшим образом нарушены», – говорится в заявлении журналистов.
Журналисты считают, что права творческих работников телестудий нарушаются не только на Первом канале, – они заявили о схожих проблемах на каналах «Звезда» и НТВ (в этой телекомпании Мирзоев и Пташкин раньше работали корреспондентами). Телеканалы эту информацию, впрочем, не комментируют.
Голодовка журналистов на старом рабочем месте длилась около двух часов. Все это время официальные представители Первого канала отказывались говорить о конфликте. «Руководства пока нет на месте, никаких комментариев мы дать не можем», – заявили «Газете.Ru» в дирекции общественных связей телекомпании. Сами журналисты говорят, что с ними беседовала руководитель студии спецпроектов Наталья Никонова. «С ее стороны мы встретили лишь непонимание и раздражение», – сказал Пташкин.
Около 10.30 в комнату, где сидели Пташкин и Мирзоев, пришел гендиректор телецентра «Останкино» Михаил Шубин. «Он в ультимативной форме потребовал, чтобы мы освободили помещение. По его словам, если мы не прекратим забастовку в здании телецентра, прекратится вещание на всю страну, и тогда нам грозит уголовная ответственность. Сейчас ведем переговоры», – рассказал Пташкин по телефону.
Через полчаса журналистов заставили выйти из комнаты.
В 10.30 бастующие вышли на связь с корреспондентом «Газеты.Ru» и рассказали, что покинуть помещение их вынудили охранники «Останкино». В телецентре подтвердили, что журналисты освободили помещение. «Михаил Маркович действительно участвовал в разрешении конфликта, двое мужчин покинули комнату, где они сейчас, я сказать затрудняюсь», – сказал «Газете.Ru» глава пресс-центра «Останкино» Денис Назаров. О сути спора и незаконном увольнении он говорить отказался: «Претензии предъявлены не к телецентру, а к Первому каналу».
Через несколько часов после выхода из «Останкино» журналисты рассказали, что из телецентра поехали в квартиру к своим друзьям. «Нам звонят очень многие знакомые, поддерживают. Сейчас ждем знакомого юриста, который вызвался нам помочь», – рассказал Пташкин. Он признался, что «пока ничего не ел», но еще не решил, продолжать ли голодовку в домашних условиях. Его коллега Мирзоев собирается отказываться от еды и дальше. Вечером журналисты поедут на встречу с депутатом Госдумы от КПРФ Олегом Смолиным. «Он хотел с ними поговорить и как-то помочь в решении их проблемы. Об итогах этой встречи, думаю, будет сказано сегодня вечером или завтра», – сказала «Газете.Ru» помощница депутата.
Узнав о забастовке уволенных журналистов, их решили также поддержать нацболы и «Левый фронт». Члены запрещенной НБП в эфире радио «Свобода» выразили солидарность с голодающими журналистами, а «Левый фронт» в среду днем провел пикет у здания «Останкино». Акция продлилась всего семь минут – ее участников разогнала милиция.
Елена Шмараева
Источник: ЦЭЖ