19 декабря в Национальном пресс-клубе Алматы состоялась пресс-конференция руководителей ряда СМИ и журналистских НПО. Журналисты и правозащитники сделали заявление по поводу нового законопроекта - «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей», который на днях принят в работу Мажилисом Парламента РК и в этот же день, 19 января, был там презентован.
«Как водится, намерения у авторов проекта были самые благие - защитить конституционные права наших граждан, обеспечить национальную безопасность, сохранить культурные традиции – говорится в Заявлении журналистов. - Однако в качестве основного способа защиты законопроект предлагает, по сути, жесточайшую цензуру.
К средствам массовой информации предлагается приравнять все интренет-ресурсы скопом - веб-сайты, чаты, блоги, интернет-магазины, электронные библиотеки и пр. и распространить на них, соответственно, уголовную, гражданскую и административную ответственность, которую несут традиционные СМИ.
Если содержание иностранных СМИ противоречит законодательным актам Казахстана, их распространение, по замыслу авторов, на территории нашей страны должно быть приостановлено или полностью прекращено. Кто и как будет проводить сверку миллионов веб-сайтов с огромным законодательным массивом Казахстана, во что это обойдется налогоплательщикам, законопроект не объясняет. На практике вместо всеобъемлющего контроля за всеми интернет-ресурсами на Земле наверняка начнутся выборочные репрессии по отношению к отдельным интернет-изданиям, что будет только подрывать авторитет казахстанских властей как внутри страны, так и в глазах мирового сообщества.
Судебная приостановка и прекращение иностранных СМИ, если проект станет законом, будет проходить в особом порядке, то есть без присутствия ответчика. Какие ресурсы при этом будут признаваться зарубежными, а какие отечественными? Как быть с интернациональными именами типа .com, net, .int? Отсутствующий ответчик (интернет-ресурс) изначально ставится в позицию обвиняемого, у которого нет никаких прав. Похоже, что никто не собирается извещать его о том, что его продукция противоречит законодательству РК, заслушивать пояснения ее представителей, информировать о принятом судебном решении и процедуре его обжалования.
Попутно авторы проекта пытаются в очередной раз обуздать и всю отечественную журналистику, возвращаясь к давно отвергнутой идее ввести досудебную приостановку издания СМИ. На этот раз таким правом планируется наделить Генерального прокурора – «в случае, если нарушение закона носит явный характер и если не будет незамедлительно устранено, может причинить существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства». На практике это неизбежно обернется полным произволом, так как Генеральному прокурору будут готовить документы подчиненные, определяющие «вредность» того или иного СМИ по своему разумению и пристрастиям.
Шедевром нормотворчества можно считать очередное предложение в закон о СМИ: «Не допускается использование средства массовой информации в целях совершения административных правонарушений либо уголовно-наказуемых деяний». Этот замечательный принцип можно распространить на все сферы жизни - «Не допускается использование компьютеров в целях совершения административных правонарушений либо уголовно-наказуемых деяний», «Не допускается использование кухонной утвари (ножи, скалки, сковородки) для причинения вреда жизни и здоровью граждан», и т.д.
Никто не спорит, что правоотношения, складывающиеся в Интернете, нуждаются в государственном регулировании, но в тщательно продуманном, принятом с учетом отечественного и международного опыта, по результатам широкого обсуждения. Авторы же законопроекта просто не стали ломать голову над вопросами, которые имеют принципиальное значение, а именно - что есть Интернет, какова его правовая природа, какова политика государства Казахстан в области Интернета, где пределы возможного правового регулирования, каково юридическое определение территории Интернета и возможна ли применительно к нему территориальная привязка в плане национальной юрисдикции.
Мы считаем, что принятие данного законопроекта надолго затормозит развитие Интернета в стране и оставит Казахстан вне пределов цивилизованного общества. Мы заявляем, что этот документ невозможно улучшить, он порочен в принципе и должен быть отозван из парламента.
Мы заявляем: хватит дилетантам всех рангов и чинов кромсать закон о СМИ по своему усмотрению. Вопросы правового обеспечения деятельности СМИ нужно решать, опираясь на позицию самого журналистского сообщества».
Заявление подписали:
Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»; Сейтказы Матаев, председатель правления Союза журналистов Казахстана; Розлана Таукина, президент казахстанского фонда «Журналисты в беде»; Рысбек Сарсенбаев, главный редактор газеты «Жас Алаш», Ирина Савостина, редактор газеты «Общественная позиция», Гульжан Ергалиева, главный редактор газеты «Свобода слова»; Бахытгуль Макимбай, главный редактор газеты «Тасжарган»; Ирина Петрушова, председатель редколлегии газеты «Республика»»; Оксана Макушина, главный редактор газеты «С пером и шпагой»; Сергей Дуванов, продюсер «Радио Инкар-инфо»; Сергазы Мухтарбеков, главный редактор газеты «Казахстан»; Владимир Козлов, главный редактор газеты «Алг=
Адил Соз