Internews Kazakhstan

В Таджикистане вновь говорили о ситуации с русскоязычными СМИ

Cоздан:   вт, 18/11/2008 - 15:42
Категория:
Тэги:

На форуме творческой интеллигенции соотечественников в Таджикистане охарактеризовали положение дел с нынешним состоянием русскоязычных средств массовой информации Республики Таджикистан, а также их роли в пропаганде творческого наследия России, передает ia-centr.ru.

Вновь возникшие в постсоветский период многочисленные русскоязычные печатные СМИ Таджикистана в 1993-2006гг. в основе своей вошли в известные медиа-холдинги РТ, такие как «Точикистон», «Чархи гардун», «Аsis plus». По типу и содержанию они сильно отличались друг от друга. Однако, можно отметить, что подавляющее их большинство носило характер «дайджестов» по различным популярным тематикам: «Крим-инфо», входившее в медиа-холдинг «Точикистон» сосредоточилось на криминальной тематике, проблемах юридического характера; «Авиценна», «Алладин», «Дайджест-пресс» (медиа-холдинг «Чархи гардун»), соответственно делали упор на медицине, публикациях адресованных юному читателю, обзорах развлекательной прессы.

Потерпевшая в 1999 году финансовый крах и также вошедшая в медиа-холдинг «Чархи гардун» общественно-политическая газета «Вечерний Душанбе» особняком стоит в их ряду, оставаясь и ныне в числе тех изданий, которые стремятся к сохранению «своего лица» в новых исторических условиях.

Согласно опросов Центра социологических исследований «Зеркало», «Вечерний Душанбе» прочно удерживается в числе лидеров, обладающих наиболее высокими читательскими рейтингами.

Отличительной особенностью «Вечернего Душанбе» начала 2000-х годов является то, что на его страницах в указанный период начинают появляться материалы, в которых авторы рассматривают проблемы межконфессионального и межцивилизационного диалога, что является новым в целом для русскоязычной прессы республики.

Надо отметить, что в информативной форме, однако, эти события освещаются и в других СМИ РТ. Прежде всего, это относится к освещению фактов терроризма в отношении той или иной конфессии. Таких, как взрыв в протестанской церкви «Сон Мин» и взрыв во дворе Свято-Никольского кафедрального Православного собора г.Душанбе, т. е. храма конфессии, которая никогда ранее не испытывала гонений со стороны мусульманского окружения, даже в период гражданской войны в Таджикистане.

Рассматривая развитие информационной политики «Вечернего Душанбе» в новейший период, можно отметить, что, в отличие от начала постперестроечного периода (когда основной составляющей его информационных подборок являлись статьи по городской, а также социально-бытовой тематике), теперь на его страницах больше размещается статей на темы внутренней и внешней политики (порядка 40% от общего количества собственных оригинальных статей).
Именно отмеченные особенности информационной политики газеты, и делают ее столь популярной у русскоязычной читающей аудитории г.Душанбе.

Также отличается высокими рейтинговыми показателями и возникший в новейшее время медиа-холдинг ООО «Аsiа plus».

Созданное в апреле 1996г. информационное агентство с одноименным названием начало выпускать информационно-аналитический бюллетень «АП-Блиц», завоевавшим доверие многих серьезных читателей. С начала 1997г. электронная версия новостей агентства распространяется по компьютерной сети Интернет.

С января 2000г. медиа-группа «Аsiа plus» начинает издавать еженедельную газету «Аsiа plus», которая по итогам 2000г. Министерством культуры РТ была названа газетой самых оперативных и достоверных новостей, а по итогам 2001г. удостоена премии Союза журналистов РТ.

Одним из магистральных направлений работы подавляющего большинства указанных СМИ на протяжении всего постсоветского периода является освещение основных аспектов развития независимого Таджикистана, его внутренней и внешней политики.

Эта тематика являлась приоритетной для большинства серьезных русскоязычных печатных изданий РТ, в числе которых также можно назвать «Народную газету», являющуюся, однако, во многом лишь проводником идей официальной власти и потому практически лишенную полемичности и разноплановости в освещении тех или иных событий.

Надо отметить, что на ее страницах основным внутриполитическим материалом являются публикации на темы экономического развития республики. Удельный вес таких публикаций от общего количества статей, размещаемых на страницах «Народной газеты» в процентном отношении с начала постперестроечного периода и до настоящего времени колеблется от 38% до 23-25%. Естественно, здесь анализируются лишь собственные публикации данного СМИ, количество которых с каждым годом на полосах «Народной газеты» неизменно уменьшается. Так, по сравнению с началом девяностых годов, в 2006г. их доля в общем объеме публикаций сократилась почти в пять раз. Это, безусловно, заметно снижает информационную наполненность данного издания: по сравнению с началом девяностых годов их доля в общем объеме публикаций сократилась почти в пять раз.

Аналогом позиции «Народной газеты» в регионах РТ - в частности, на юге республики - можно назвать информационную политику газеты Кулябская правда Основной тематикой общественно-политической и экономической газеты Бизнес и политика также являвшейся в начале постперестроечного периода одной из наиболее читаемых русскоязычных газет, было освещение процесса экономического развития Таджикистана, его внутриполитической и международной деятельности в условиях суверенитета. В 2002г. удельный вес публикаций названной тематики составил 23% статей (из которых около 9% было посвящено сотрудничеству РТ со странами дальнего и ближнего зарубежья, примерно 7% - проблемам развития сотрудничества со странами центрально-азиатского региона, 7 - сотрудничеству Таджикистана и России). В 2005 - 2006гг. количество статей по теме внутриполитической жизни республики достигло уже 22%, а внешнеполитической 32%.

Большое количество статей (порядка 16% от общего количества) было опубликовано в этот период по экономической проблематике.

Достаточно весомое место среди публикаций газеты занимали и статьи, касающиеся национальной безопасности (около 11% материалов).

В последние годы (2005-2006гг.) тенденция приоритетного освещения внутри- и внешнеполитический проблем РТ, его экономического развития нашла свое дальнейшее продолжение.

Отличительной чертой «Бизнеса и политики» последних лет стало значительное (в три раза) увеличение объема газеты за счет начала выхода в свет двух приложений - «Россия сегодня» и «Молодежная». В них, тем не менее, как и на основных полосах «Бизнеса и политики», все больше появлялось информации заимствованной из Интернет-сайтов и зарубежных печатных СМИ (часто даже без обозначения источника), все меньше оставалось оригинальных авторских материалов (по сравнению с началом девяностых годов их количество сократилось в пять раз).

Говоря об Интернет-сайтах РТ, можно отметить, что наиболее информационно наполненными из них являются сайты информационных агентств. На сегодняшний день в республике зарегистрировано десять информационных агентств и центров.

Это: национального агентство «Ховар», «Asia plus», «Вароруд», «Инфоркон», «Интер-пресс-сервис», «Авеста», «AIR OCEAN», Информцентр г.Курган-Тюбе, научно-аналитическое и информационное агентство «Мизон», независимое агентство новости Таджикистана «НАНТ».

К числу ведущих информационных агентств РТ можно, прежде всего, к отнести НИАТ «Ховар», «Asia plus «Вароруд» Национальное информационное агентство Таджикистана «Ховар» является центральным государственным информационным органом Республики Таджикистан Информационные материалы НИАТ «Ховар» распространяются посредством сети Интернет через собственный сайт, который зарегистрирован практически во всей сети Интернет и признан всеми ее пользователями в качестве главного официального информационного источника Республики Таджикистан.

Если до января нынешнего года численность пользователей Интернет-сайта НИАТ «Ховар» составляла ежедневно 100-110 человек, то в январе-июне 2006 года это количество значительно возросло (94 тысячи 315 человек). Ежедневно (за исключением выходных дней) НИАТ «Ховар» выпускает на таджикском и русском языках информационный вестник о важнейших вопросах внутренней и внешней политики государства, политической, экономической, общественной и культурной жизни Таджикистана, который распространяется по подписке. К настоящему времени количество подписчиков достигло цифры 50.
Первая подборка новостей информационного агентства «Экономическое обозрение Таджикистана» вышла в свет в виде бюллетеня в апреле 1996г. В 1998 году Агентство перешло на выпуск ежедневной информационной ленты "АП-Блиц". Ее основными рубриками являются: "Власть", "Политика", "Безопасность", "Экономика", "Общество", "Центральная Азия"».

В настоящее время в числе информационных приоритетов «АП-блиц» особое место занимает экономическая тематика. Материалов по данной теме публикуется на страницах бюллетеня до 15-20%».

Развертывание собственной корреспондентской сети в столице и в регионах республики (Худжанд, Курган-Тюбе, Куляб, Хорог) позволило Агентству стать самым оперативным источником независимой информации в Таджикистане.

Сегодня среди подписчиков "Asia-Plus" значатся Администрация Президента Таджикистана, Парламент республики, многие министерства и ведомства страны, банки, крупные коммерческие структуры. Английскую версию новостей Агентства получают штаб-квартира ОБСЕ (Вена), специализированные подразделения ООН (UNHCR, UNICEF, UNDP, UNWFP, UNODCCP), Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Фонд Ага-Хана, крупнейшая в мире компьютерная база данных "Dow Jones", британская телерадиокорпорация ВВС (Лондон), радио "Свобода" (Прага), штаб-квартира Азиатского банка развития (Манила) и многие другие. С начала 1997 года электронная версия новостей "Asia-Plus" распространяется по компьютерной сети INTERNET.

Что же касается Интернет-версии издания, то сегодня в день отмечено до шести тысяч визитов. В том числе, данными, сконцентрированными на его электронных «полосах» пользуются и потребители информации из развитых стран Европы и даже из Австралии и Новой Зенландии. Информационное Агентство «Вароруд», по сравнению с НИАТ «Ховар» и "Asia-Plus", издание довольно молодое. Оно было учреждено в 2000г., когда материалы названных СМИ уже успели стать популярными на республиканском медиа-рынке. Однако, материалы Агентства не сразу нашли своего читателя - первый номер информационного вестника «Вароруд» - лента новостей - вышел в свет лишь в январе 2001г. Впоследствии вестник выпускался периодичностью три раза в неделю. Уже в первые месяцы работы на информационные услуги Агентства подписались многие дипломатические учреждения и международные организации аккредитованные в Таджикистане. Агентство также выпускало информационно - аналитический бюллетень, на базе которого с января 2002г. издается общественно - политическая газета «Вароруд.

Информационный вестник Агенства «Вароруд» в настоящее время выходит на русском и английском языках (лента новостей) с периодичностью три раза в неделю; ежемесячно выходит бюллетень «Вароруд». Существует и электронная версия издания. Агентство имеет собственных корреспондентов практически по всему северу республики - в гг. Исфара, Канибадам, Истравшан, Пенджикент, Нау и др. Есть его представители и на юге Таджикистана.

Корреспонденты «Вароруд» работают в г. Душанбе, в Хатлонской области, а также в ГБА - Горно-Бадахшанской автономной области. У Агентства действует также сеть корреспондентов в узбекской и кыргызской части Ферганской долины.

Ныне потребителями информационной продукции «Вароруд» являются СМИ, государственные структуры, банковские учреждения, СП, НПО Согдийской области и республики Таджикистан в целом, международные организации и дипломатические учреждения, аккредитованные в РТ. Издания агентства распространяются также и за пределами республики. Их получают СМИ, Международные фонды и научные центры России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Японии, Австрии, США, Великобритании, Нидерландов и т.д.».

В ряду средств массовой информации РТ особое место принадлежит аудиовизуальным СМИ. Радио и телевидение, начиная с первых лет советской власти имеют для Таджикистана приоритетный характер из-за труднодоступного (горного) характера местности, затрудняющего своевременное получение информации населением. Этот же приоритет сохраняется в информационной политике Республики Таджикистан и поныне.

Источник: Media Law CA