Internews Kazakhstan

Подготовлен к эфиру выпуск программы "Открытая Азия" (371)

Cоздан:   чт, 18/10/2007 - 14:07
Категория:

«Интерньюс» подготовил к эфиру 371 выпуск программы "Открытая Азия".

В этом выпуске в центре внимания наших журналистов продовольственный шок, который испытали все республики региона.

Мы узнаем, придется ли Кыргызстану решать проблему продовольственного дефицита хлебными карточками и сколько будет длиться вынужденный пост пенсионеров; помогут ли административные меры против продовольственного шока в Таджикистане, и как взять под контроль цены; почему рекордный урожай не спас Казахстан от роста цен на хлеб; упадет ли спрос на узбекскую лепешку и защитит ли Узбекистан от продовольственного шока зависимая независимость.

Вынужденный пост

Как переживут продовольственный шок в Кыргызстане пенсионеры и бюджетники? Уже сейчас из продовольственных списков вычеркиваются мука, крупы и сахар. А как обойтись без хлеба? Тем более что во многих кыргызских семьях он является основным продуктом питания. А для пекаря Бахадыра и его семьи, как и для многих других хлебопеков, еще и основным источником семейного бюджета. Неужели разрешить сложившуюся ситуацию может практически военное положение с введением в стране хлебных карточек, которое предлагает парламент. Кто же виноват в многократном росте цен? Сосед Казахстан, от которого страна испытывает зерновую зависимость? Он почти полностью обеспечивает Кыргызстан зерном. Но ведь в республике давно вывели свой сорт пшеницы, который ничуть не хуже казахстанского. И местные фермеры готовы обеспечивать им страну. Однако государство не поддерживает крестьян. Сколько еще придется кыргызским пенсионерам держать орозо?

Вне контроля!

Продовольственный шок в Таджикистане начал проявляться еще в начале июля, когда стали расти цены на продукты. Подорожали мука, мясо и хлеб. Правительство республики попыталось вмешаться, применив административные меры: базарам дали установку – продавать мясо и муку по сниженной цене. Ценники повесили, а вот мясо с прилавков пропало. Чего и следовало ожидать.
Таджикским экономистам давно уже ясно, что государство не в силах контролировать цены в Таджикистане. Причина этого – зависимость хлебного рынка от импорта зерна. Каждый скачок мировых цен тут же отражается на таджикских ценниках. Нынешний рост цен пришелся на священный месяц рамадан. Попытка имамов, которые вышли на базары с просьбой остановить подорожание, на ситуацию не повлияла. А пока выход нашли в упразднении традиционных религиозно-национальных мероприятий, в том числе пышных свадеб и похорон.

Урожай не спас

Продовольственный шок, который охватил Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, Казахстан не затронет. Так, по крайней мере, казахстанцам казалось пару месяцев назад. А чего бояться? Республика обеспечивает зерном себя, соседей и входит в десятку мировых экспортеров зерна. Как оказалось, ценовое спокойствие было искусственным из-за августовских выборов депутатов.
После выборов цены начали ползти вверх. Больший шок казахстанцы испытали от подорожания хлеба. Республика в этом году собрала рекордный урожай пшеницы, а в магазинах хлеба стало меньше, а цена - больше. Правительство пообещало стабилизировать цены на хлеб, и, похоже, пока это удается. Но как надолго? Экономисты говорят, что повышение в Казахстане тарифов на электричество вызовет новый скачок цен.

Лепешка вне конкуренции

Узбекистан, в отличие от Кыргызстана и Таджикистана, пытается добиться зерновой независимости. В этом году республика, как и Казахстан, собрала рекордный урожай пшеницы. Однако продовольственный шок испытали и здесь. Несмотря на «зерновую независимость», цены на хлеб все равно поднялись. А его дефицит привел к тому, что в некоторых городах в хлебных магазинах выстраиваются длинные очереди и выдают всего по две булки на человека. Зерновая независимость Узбекистана пока все еще зависит от мировых цен, и в особенности от цен на казахстанскую муку. Среди узбекских пекарей она славится своим качеством. Если ее не добавлять в узбекскую муку, печь невозможно – тесто просто растекается. Но казахская мука подорожала в 2 раза.
На столько же подорожал и хлеб в Узбекистане. Обычная буханка теперь стоит 30 центов, а традиционные лепешки, без которых не обходится ни одна узбекская семья, - 40. Хоть лепешка и дороже, но ее продолжают покупать, и узбекские пекари пока не собираются гасить огонь в своих тандырах.