Елена Нусинова возглавляет журнал «Citizen K» уже более двух лет: под ее началом «глянцевый» эксперимент «Коммерсанта» превратился в журнал, который ориентирован, в первую очередь, на текст и который благодаря этому стал одним из самых ярких изданий на российском медиарынке. «Лента.ру» расспросила Елену Нусинову, как у нее строятся отношения с авторами и что составляет для «Citizen K» повестку дня.
«Лента.ру»: Журнал «Citizen K» серьезно изменился за последние годы раньше это был журнал «модных провокаций», который рассказывал, как «стать свободным, красивым и счастливым», а под вашим руководством он стал прежде всего интеллектуальным изданием. Как вообще вы видите главную идею журнала, почему и как она поменялась?
Елена Нусинова: Журнал изменился полтора года назад, когда стал ежемесячным. До этого издавалась русская версия французского «Citizen K», он ежеквартальный. Вместе с периодичностью естественным путем поменялись формат, макет и содержание. Издание оказалось гораздо более «коммерсантовским». Поскольку главная ценность, производимая ИД «Ъ», это тексты, они и стали играть в этом новом ежемесячном журнале доминирующую роль. Никакой задачи сделать, как вы говорите, интеллектуальное издание не было и нет. Только журнал с хорошими текстами.
А как вы видите вашу аудиторию? Все-таки это довольно узконаправленный журнал, с текстами такого уровня, которые, может быть, не всех могут заинтересовать. Не боитесь ли вы, что он стал слишком элитарный, эстетский?
Я вижу нашу аудиторию очень много лет. Это постоянная аудитория нашей газеты, и, уверяю вас, эта аудитория умеет читать. Ежемесячное издание позволяет поговорить на те темы, которые не могут попасть в газету и еженедельники. И на том языке, который невозможен в газете и еженедельниках. Вот что удивительно: никто меня спрашивает, как к переменам в журнале относится основатель французского «Citizen K» Каппоф (Kappauf). Так вот, ему все очень нравится.
Вы занимаетесь Citizen K и «Коммерсантъ Weekend» понятно, что это разные издания, но все-таки у них очень схожий набор авторов, которые часто пишут на одни и те же темы. Не возникаете ли у вас порой ощущения некоторого смешения между двумя изданиями?
Обложка майского номера Citizen K |
А как вы определяете для себя эту повестку дня, в том числе и героя повестки дня то есть героя обложки? Почему, например, Юрий Сапрыкин был, еще понятно, а почему вдруг Борис Куприянов?
Понятен Сапрыкин и непонятен Куприянов? Не могу себе представить, как такое бывает. Но тогда я не стану говорить про Сапрыкина, раз про него понятно, скажу про Куприянова. Борис Куприянов просветитель, автор и участник множества книжных проектов, честный последовательный и толерантный левый мыслитель, успешный книготорговец, очень красивый человек, наконец. Обложка с ним украсит любой журнал. И, конечно, было интересно узнать, каким он видит текущий момент, что сейчас думает.
В этом смысле интересен и важен каждый из наших героев, но еще важнее они все вместе. Их общность и разность. Григорий Ревзин, Юрий Сапрыкин, Нюта Федермессер, Борис Куприянов, Оля Алленова и все, кто еще будет на наших обложках. Их общая и разная повестка дня и должна представить этот год, каким он был, как мы в нем жили, о чем думали и разговаривали, чего добивались, чему противостояли.
Кто определяет темы для ваших авторов они сами или редакция? Насколько ваши авторы свободны внутри журнала?
Разумеется, свободны. Это не те люди, за которых можно
«Citizen K» производит такое впечатление, будто от номера к номеру он очень сильно меняется внутри, например, меняется набор рубрик. Это для вас тоже обычная редакционная практика?
Меняются названия рубрик, а структура издания остается абсолютно неизменной и довольно жесткой. Каждая книжка журнала это цельная история, и рубрики выступают в роли названий глав, что ли. Но открывающая номер рубрика постоянна, вы ее видите на обложке «Повестка дня».
В последние месяцы в журнале стало очевидно больше политических тем. Сейчас все объясняют это тем, что меняется ситуация в стране, поэтому нужно об этом писать. А что это для вас отражение духа времени или попытка изменить постоянную концепцию издания?
Да не политика это. Неинтересна сейчас политика, власть неинтересна. Интересна общественная жизнь.
Это все-таки общественно-политическая жизнь. Лагерь оппозиции, «ОВД-инфо»...
Обложка июньского номера Citizen K |
Почему именно к вам вернулся в качестве автора Максим Ковальский?
Никуда он, к сожалению, не вернулся. Если человек был главным редактором, а потом подготовил материал, это не описывается словом «вернулся». Я попросила его, он по дружбе сделал, мы рады и благодарны. Скучаем мы по Ковальскому. Почему именно в «Citizen K»? А вы бы в какой предложили?
Хотя вы говорите, что «Citizen K» просто журнал с хорошими текстами, он все-таки состоит из двух частей, которые кажутся оторванными друг друга. Одна текстовая, другая визуальная, более «глянцевая». Вы уверены, что аудитории, которой интересны ваши тексты, интересна и вот эта вторая часть про туфли и браслеты? Кажется, что «Citizen K» это все-таки о другом.
В журнале «Weekend» в рубрике «Афиша» публикуются статьи, как вы справедливо отметили, тех же авторов, а во второй части да, юбки и браслеты, кольца и жакеты. И читатели или по крайней мере, читательницы очень этим порядком вещей довольны.
Мне вообще часто задают этот вопрос. И я честно не понимаю почему. Вот хорошие тексты, а вот красивые модные съемки и что? Мы разговариваем на том же языке. Если это фотографический язык моды, ну что же с того. Да, это другая часть журнала. Да,
А эти съемки вы воспринимаете скорее как арт-проект или как рекламу вещей?
Это никакая не реклама никаких не вещей. И, конечно, не арт-проект. Это fashion-съемка. Такой же журналистский жанр, как статья, или колонка, или фотоистория. Просто он связан с модой.
Как вы думаете, повлияют ли на вашу работу и на журналы последние кадровые перестановки в «Коммерсанте» уход Демьяна Кудрявцева и приход нового руководства, которое более ориентировано на коммерческий успех?
Уход Демьяна Кудрявцева очень большая потеря для издательского дома, как и в свое время увольнение Максима Ковальского. Вообще у нас лишних не было. Все новые проекты ИД, в том числе и «Citizen K», были открыты Демьяном, он принимал в них постоянное участие.
На что ориентировано новое руководство нам пока неизвестно. На вчерашней встрече с коллективом новые руководители сказали, что высоко ценят все издания «Ъ», а главной ценностью ИД считают работающих в нем людей. Пока не будет сказано обратное, давайте поверим этому.
Беседовала Елизавета Сурганова
Фото Дениса Вышинского / «Коммерсантъ»
Источник: Lenta.ru