Онлайн-конференции сейчас на пике моды. Ежедневно в мире устраивают десятки встреч с первыми руководителями, экспертами и звездами в новом формате. Некоторые онлайн-конференции проходят очень успешно, другие больше вредят имиджу и тех людей, которые идут на интернет общение и тем платформам, которые конференции устраивают.
Тренер Интерньюс Казахстан Ольга Каплина попыталась проанализировать известные примеры web встреч, как в нашей стране, так и за рубежом, и собрать некоторые общие правила для конференций в режиме онлайн.
Полезный совет: Представляя тему и организацию, не забудьте рассказать, кто будет отвечать на вопросы, что это за человек, расположите пользователей к нему. И не ставьте фотографию из паспорта, это пугает.
Цели и задачи
Несколько лет назад США потрясла онлайн-конференция одного из политиков на платформе second life. Представьте, как в шикарный виртуальный зал влетает аватарка политика, а вокруг уже планирую журналисты, сторонники политика и просто пользователи, которые пришли послушать политического деятеля и интересного человека. Аватаркой действительно управляет политик, который тут же в режиме онлайн отвечает на вопросы, высказывается на разные темы, шутит и т. д. Это и показатель близости к интернет-аудитории и демонстрация того, что он продвинутый пользователь, в общем, политик заработал массу плюсов у избирателей и СМИ, для которых первая такая конференция была ярким событием. Технологии Web 2.0, безусловно, очень привлекательный инструмент для продвижения компаний, услуг, брендов и личностей. Но, на мой взгляд, начиная заниматься PR на новых платформах, многие специалисты забывают об основных правилах самой сферы: с чем мы идем на конференцию (что мы сами хотим сказать) и к кому мы идем (к клиентам, партнерам, СМИ).
Полезный совет: Если начинаете собирать вопросы до онлайн-конференции, очень четко сообщите, когда на них начнут отвечать. Ничего так не раздражает пользователей, как вопросы без ответов. Не собирайте вопросы больше чем неделю, так долго пользователи не выдержат, и начнут ругаться с вами или между собой.
Выбор темы (о чем говорить) и выбор платформы (где говорить)
Сами вы идете на онлайн-конференцию или это задание вам спустили сверху, в рамках развития электронного правительства, необходимо понимать, что тема вашего разговора, должна быть интересна Интернет аудитории. Есть три варианта, где провести онлайн-конференцию: корпоративный сайт (если есть технические возможности), информационное агентство (СМИ), социальная сеть. Оцените, где та аудитория, для которой вам важно донести информацию.
Корпоративный сайт хорошая площадка для онлайн-конференции, если у вас узкая специфическая тема для ваших клиентов, которые хорошо знаю ваш портал, и регулярно его посещают. Как правило, удачными получаются подобные онлайн-конференции у банков. В них, кстати, охотно участвуют региональные журналисты, которым сложно получить
Конференции на информационных порталах или в социальных сетях предполагают более широкую аудиторию. В Казахстане онлайн-конференции регулярно проводят порталы Bnews, Zakon.kz, Profinance.kz, 2B.kz, Nur.kz, Today.kz. Аудитория каждой из площадок отличается по возрасту, уровню образования и т. д. К примеру, на zakon.kz большинство люди за 25 с высшим образованием, а на nur.kz до 25 студенты и школьники.
Прежде чем выбрать платформу, посмотрите, что пишут в комментариях о вашей компании, вашем спикере, теме, о которой вы собираетесь говорить пользователи того или иного портала. Ваш спикер может быть насколько харизматичен и уверен в себе, что его не испугают негативные комментарии и вопросы, но лучше когда он предупрежден. Обратите внимание на то, насколько часто портал проводит онлайн-конференции. У портала BNEWS, к примеру, бывает по три конференции в неделю, в таком потоке не сложно и затеряться.
До проведения онлайн-конференции обязательно обговорите с представителями портала (и особенно если это социальная сеть) несколько моментов:
1. Кто имеет право задавать вопросы только зарегистрированные пользователи или все без исключения. Зарегистрированные пользователи обычно более адекватны, чем анонимы.
2. Будет ли предмодерация вопросов. Не секрет, что есть очень многословные люди, которые три строчки напишут о себе и вопрос в итоге не зададут. Будет ли портал сокращать такие вопросы и объединять одинаковые или спикеру, придется, через ответ повторять
3. Где на портале будет находиться ваша онлайн-конференция. На некоторых порталах обработка ответов может занять несколько дней. Если на главной странице не будет внятного указателя (баннера, ссылки и т.д) где найти ответы, пользователи могут просто заблудиться. Вообще онлайн-конференции могут быть актуальными очень долгое время, если конечно не затеряются среди других материалов сайта (попробуйте на 2B.kz быстро найти онлайн-конференцию с Парфеновым).
Справедливости ради:
Онлайн-конференции были на Центре тяжести, и по мнению Татьяны Бендзь, именно они позволили привлечь широкую аудиторию, но сейчас сама ситуация с этим форумом и тем, будет ли продолжаться работа в этом направлении непонятна.
Нужно отметить онлайн-конференции на сайте электронного правительства egov.kz. На этом портале список конференций утверждается, так что попасть туда можно только по распоряжению сверху. Но это чуть ли не единственный в стране портал, где измеряется рейтинг вопросов, такая красивая web 2.0 украшалка для онлайн-конференций.
Полезный совет: Если есть предмодерация вопросов или
Как говорить
Лучшие примеры онлайн-коференций, конечно те, где яркий спикер коротко, ясно и просто отвечает на вопросы. Но так получается не всегда. Не все говорят, как Парфенов, многие, опасаясь запутаться в цифрах, приходят с готовыми ответами, как будто с пресс-релизами. Сравните две онлайн-конференции министра Болата Жамишева и зам.министра Тимура Сулейменова. Первое интервью проще читать, ответы короче, внятнее. Это не значит, что второе плохое. Просто не факт, что читатель дойдет до конца, не даром в Интернете появилась фраза «Много букв, не осилил». Если у вашего спикера много примеров, конкретики, посоветуйте ему приводить не все данные сразу, делать ответы короче. Еще одни вариант, попросить организаторов онлайн-конференции потом вынести в представление (первый абзац) ссылки на конкретные темы и ответы. Это очень удобно, если ответы публикуются
Нет
Полезный совет: Если ваш спикер использует в речи канцеляризмы (вышеупомянутый, в текущем году, по состоянию на текущий день) попросите модератора убирать их из ответов, не раздражайте читателей.
Выжмите из онлайн-конференции все!
Постарайтесь как можно больше ответов вашего спикера разделить на отдельные темы и разместить на разных площадках, на своем сайте, в социальных сетях, в блогах (если не опасаетесь негативных комментариев). Ссылки лучше делать на свой сайт. Особенно, если вы проводили онлайн-конференцию на чужой платформе, это хороший способ привлечь внимание к корпоративному веб-порталу.
Продолжение следует... Новые фишки для онлайн-конференций
Ольга Каплина, Интерньюс Казахстан