В разных странах мира в 2010 году 145 журналистов находились в заключении, а 44 были убиты, говорится в докладе Комитета по защите журналистов (КЗЖ) «Нападения на прессу в 2010 году».
«Журналисты, работающие в опасных условиях, чувствуют себя изолированными и брошенными на произвол судьбы теми самыми международными организациями, которые созданы для защиты их прав», сетует исполнительный директор КЗЖ Джоэль Саймон. «Многие международные государственные организации, созданные для защиты свободы прессы, систематически не справляются со своей задачей».
Он отмечает, что защита свободы прессы и прав человека входит, в том числе, в задачи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), объединяющей 56 стран. Однако в 2010 году «председателем ОБСЕ был избран Казахстан, один из самых злостных гонителей свободы прессы в регионе. Председательство страны было отложено на год, чтобы Астана смогла провести обещанные реформы в области свободы прессы, в том числе внести изменения в свое репрессивное законодательство. Казахстан не только не выполнил свои обещания, но и ввел новые ограничения, и, тем не менее, в 2010 году беспрепятственно занял пост председателя ОБСЕ», напомнил Дж. Саймон.
В отчете КЗЖ говорится, что «пренебрегая правами человека и свободой прессы в стране, Казахстан подрывает международную репутацию ОБСЕ как защитника этих прав, дискредитирует значимость и эффективность работы организации и тем самым обесценивает права человека во всех странах-участницах ОБСЕ».
КЗЖ установил, что на конец года по меньшей мере один казахстанский журналист и один известный правозащитник находились в заключении, и как минимум две независимых газеты прекратили свою деятельность под давлением правительства. Власти продолжали использовать политизированные обвинения в клевете и бюрократические рычаги для подавления критического освещения новостей. Местная группа по защите свободы прессы «Адил соз» выяснила, что в течение первых шести месяцев 2010 года в суд было подано 44 иска о возмещении ущерба, нанесенного клеветой, на общую сумму более 392 миллионов тенге (2,6 миллионов долларов США). Половину этих исков подали правительственные чиновники.
Менеджеры казахстанских СМИ знают, что нужно избегать критики в адрес высокопоставленных чиновников, иначе последуют судебные разбирательства, угрозы, закрытие органа или тюремное заключение. Любая форма критического освещения частной или официальной жизни президента и членов его семьи исключена.
В Узбекистане, как показало расследование КЗЖ, власти на протяжении года оказывали существенное влияние на общую редакционную политику, пресекая критическое освещение действий правительства и фильтруя освещение зарубежных событий, блокировали доступ к критически настроенным международным вебсайтам. По сообщениям источников КЗЖ, список официально заблокированных СМИ мало изменился с тех пор, как после жестоко подавленных правительством гражданских протестов в Андижане в 2005 году была введена тотальная цензура. В этот список
В Таджикистане власти заблокировали внутри страны доступ к нескольким независимым новостным вебсайтам и заставили местные типографии прекратить обслуживание критикующих власти газет. Эта волна репрессий последовала за серией критических репортажей о Министерстве обороны, опубликованных в душанбинских газетах «Фараж», «Озодагон», «Нигох», «Миллат» и «Пайкон», а также на новостных вебсайтах «Азия-Плюс», «Авеста», Tjknews, «ЦентрАзия» и «Фергана». Данные издания обвинили министерство в провале войсковой операции, проводившейся в сентябре против группы боевиков в восточном Таджикистане. По сообщениям местной прессы, в ходе операции погибло как минимум 28 солдат. Вслед за критикой его ведомства министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев обвинил эти издания в пособничестве террористам. КЗЖ сообщает об одном арестованном в 2010 году в Таджикистане журналисте Махмадъюсуфе Исмоилове.
В Кыргызстане в год политического переворота и беспощадных межэтнических столкновений сменившие друг друга президентские администрации притесняли прессу, используя цензуру, угрозы и тюремное заключение. По меньшей мере два журналиста находились за решеткой 1 декабря 2010 года, что свидетельствует о непрекращающихся несмотря на изменения в руководстве репрессиях.
При Бакиеве, когда местные СМИ стали проявлять пристальное внимание к деятельности администрации президента, освещая коррупцию, политизированные аресты лидеров оппозиции и рост цен на электроэнергию, власти решили заставить прессу замолчать. Для закрытия наиболее значимых информационных агентств и вещательных компаний власти мобилизовали Национальное агентство связи, прокуратуру, финансовую полицию и крупнейшего интернет-провайдера страны «Кыргызтелеком», который заблокировал доступ к сайтам «Фергана» и «ЦентрАзия», а также к нескольким другим интернет-СМИ, публикующим критические высказывания в адрес Бакиева.
Вскоре после этого власти вынудили ряд частных радиостанций прекратить ретрансляцию программ Радио «Азаттык». Финансовая полиция в Бишкеке без ордера провела рейд в офисе независимой вещательной компании Stan TV по сфабрикованным обвинениям в использовании нелицензионного программного обеспечения Microsoft. Представители Stan TV заявили, что рейд был проведен в отместку за освещение их компанией деятельности политической оппозиции и череды волнений в стране. Печатные издания также стали объектами атак. Суд в Бишкеке приостановил деятельность трех независимых газет «Ачык саясат», «Назар» и «Форум», после того, как прокуратура обвинила эти еженедельники в призывах к восстанию и оскорблении чести и достоинства Бакиева.
Роза Отунбаева, придя к власти, обещала установить в стране демократическую форму правления и соблюдать права человека и свободу прессы то же, что и обещал Бакиев, став президентом. Новое правительство восстановило доступ к интернет-СМИ и разрешило вещательным компаниям вернуться в эфир. Но период возрождения свободы прессы очень быстро закончился. В июне южные районы Кыргызстана охватил межэтнический конфликт, в котором столкнулись киргизское и узбекское население региона. Журналисты снова стали объектом нападений, отчасти по причине их этнической принадлежности. Власти ополчились на местных журналистов и обвинили их в разжигании вражды. Согласно проведенным КЗЖ исследованиям, попавшие под удар властей узбекоязычные СМИ освещали митинги и протесты этнических узбеков, но не призывали к насилию.
По данным КЗЖ, по меньшей мере четыре журналиста (все они этнические узбеки) подверглись репрессиям после освещения конфликта. Двоим сотрудникам РСЕ/РС в городе Ош угрожали, что вынудило их на время покинуть регион и прекратить работу. Азимжон Аскаров, директор правозащитной организации «Воздух» и автор регионального новостного вебсайта «Голос свободы», и редактор независимого еженедельника «Дийдор» Улугбек Абдусаломов были арестованы в июне по обвинению в разжигании межэтнической вражды. Позднее Азимжона Аскарова обвинили еще и в причастности к убийству сотрудника МВД. Следствия по их делам велись с нарушениями, в результате Аскаров был приговорен к пожизненному заключению.
С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь.