Internews Kazakhstan

В поисках журналиста-героя

Cоздан:   пт, 18/02/2011 - 10:42
Категория:
Тэги:

В Центральном Доме журналиста завершился II Всероссийский кинофестиваль «Профессия: журналист». На вопросы Ольги Завьяловой ответил президент фестиваля, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.

Известия: На фестивале были представлены произведения разных форматов и жанров. В чем вы видите их общий знаменатель?

Всеволод Богданов: Мы задумывали фестиваль как некую дискуссию общества о нашей профессии, о ее будущем. Сейчас, во время сутолоки и споров по поводу избиений и убийств журналистов, самый главный вопрос — правовой, социальный статус нашей профессии. Но мы не просто защищаем свое положение. Мы хотим, чтобы общество не потеряло свои глаза и уши. Иначе оно не сможет принимать правильные решения. Это касается не только выбора власти, но и выбора образа жизни. Многие спрашивают: почему профессия журналиста должна иметь какие-то преимущества, зачем вводить правовые формы защиты? Кто-то считает, что «журналюги» — нахалы и хотят, чтобы государство проявляло о них какую-то особую заботу. Но речь идет не об этом. Например, в Америке и в Европе журналист подвержен опасности только тогда, когда является носителем какой-нибудь важной информации. Но когда материал напечатан, его жизни и здоровью ничего не угрожает. У них никогда не будут мстить за опубликованный материал, что, к сожалению, происходит у нас. На решение этих проблем и направлен наш фестиваль.

Но эти проблемы можно решать посредством печатного слова. Почему именно кино?

Богданов: Кино сразу создает предметную школу. Журналистика — не только информатика, как сейчас принято говорить. Она призвана изучать факты, явления жизни, людей. Это и ощущения, и поступки, и, как я люблю говорить, цвет и запах событий. И в кино эту специфику журналистики можно почувствовать. Можно увидеть прекрасные портреты наших современников, которые избрали эту профессию и преданы ей.

Нет ли планов запустить проект на телевидении?

Богданов: Мы думаем об этом. В настоящее время ведем переговоры с различными телеканалами. Уже сделали важный шаг: фильмы — участники фестиваля будут показаны в регионах России. Сейчас у нас в планах продолжать фестиваль круглый год, регулярно проводить премьеры фильмов о журналистике с последующими дискуссиями. Также я считаю, что все фильмы — участники фестиваля должны стать частью Дома журналиста, чтобы их в любой момент можно было показать всем желающим. С фестивалем также связаны новые проекты. В продолжение темы в начале декабря состоится Международный конгресс «Защита будущего журналистики Восточной Европы».

В прошлом году фестиваль открывался показом знаменитого фильма Сергея Герасимова «Журналист». Как вы думаете, почему сегодня наши крупные режиссеры не снимают картины про представителей этой профессии?

Богданов: Когда я читаю лекции студентам факультета журналистики, всегда говорю: наша профессия — это нравственный выбор. Еще во время учебы нужно принять решение, кем ты будешь: журналистом или политтехнологом, пиарщиком. Это тоже достойные профессии, престижные и высокооплачиваемые. Но если ты решил стать журналистом, захотел что-то изменить в жизни — это твой внутренний, нравственный, духовный выбор. Нужно понимать, какую ношу ты на себя взваливаешь и как сложно придется тебе жить и работать. Сейчас нужны фильмы не о самих журналистах и их судьбах, а о том, в какой фазе развития оказалось наше общество, что происходит вокруг отдельного человека и как журналистика пытается что-то изменить. Но тема «журналист и общество» очень сложная и опасная. Поэтому нет желающих браться за нее. Думаю, в будущем такие фильмы появятся. Произойдет становление и выздоровление общества. И произойдет оно параллельно с возрождением российского журнализма.

Вы работали журналистом и в Советском Союзе, и в новой России. Чем советская журналистика отличается от нынешней?

Богданов: В современном обществе очень велика роль политтехнологов, которые предлагают обществу тот стиль жизни и образ мышления, которые они считают нужными. В советское время многие говорили, что царит пропаганда и агитация, зарубежные коллеги вообще считали, что у нас нет журналистики. Но журналистика у нас была, причем находилась она на высоком уровне. Включала потрясающие жанры: очерки, эссе, фельетоны. Но самое главное — журналистика помогала человеку ощущать себя личностью. К сожалению, этого в сегодняшней журналистике часто нет. Остались информатика и пиар — по сути та же пропаганда, но не в лучшем своем варианте.

Региональная журналистика развивается по иному пути, нежели московская?

Богданов: Я знаю регионы, где журналистика не настолько утратила доверие к себе. Прекрасная журналистика сейчас в Тюмени —  там, на мой взгляд, одна из лучших парламентских газет, которая классно работает и с местным парламентом, и с обществом. Много интересного в работе краснодарской журналистики, белгородской. Все, что они делают, мощно влияет на общество и развитие регионов.

Ольга Завьялова

Источник: Известия