В самый канун нового 2010 года, 30 декабря, Генеральная прокуратура РК разместила на своем сайте Заявление «для всех средств массовой информации, общественных объединений и других заинтересованных лиц».
Генеральная прокуратура напоминает журналистам: «в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» пропаганда экстремизма, национального превосходства и публикация материалов и распространение информации, направленной на разжигание межнациональной вражды являются основаниями для приостановления либо прекращения выпуска средств массовой информации». И сообщает: «различными средствами массовой информации и отдельными представителями общественных объединений допускается распространение не соответствующих действительности сведений, касающихся предоставления земель для выращивания сельскохозяйственной продукции на экспорт в КНР», «не обладая достоверной информацией и умышленно искажая действительное положение дел, провокационно настроенные лица, в том числе с использованием некоторых СМИ, пытались нарушить общественный порядок и нанести ущерб добрососедским отношениям между Казахстаном и КНР».
Генеральная прокуратура предупреждает, что «материалы по данному факту направлены в правоохранительные органы для проведения экспертных исследований и принятия процессуального решения на предмет наличия признаков возбуждения национальной вражды и розни, оскорбления национальной чести и достоинства, пропаганды исключительности и превосходства граждан по признаку национальной принадлежности.
При подтверждении наличия указанных выше признаков состава преступления виновные лица будут привлечены к ответственности по всей строгости закона».
Юридическая служба фонда «Адил соз» комментирует это заявление следующим образом:
Поскольку прокуратура априори является эталоном соблюдения законов, то, наверное, данное заявление все же следовало подать как разъяснение закона, что предусматривается статьей 26 Закона РК «О прокуратуре». Трактовка термина «заявление» в этом законе содержит несколько иной смысл.
Та же статья 26 четко указывает, что разъяснение закона следует давать только при достаточных основаниях полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение. Тем не менее, в Заявлении не содержится ни одного основания для такого предположения: не приводятся конкретные факты, не названы лица, общественные объединения и СМИ, нарушившие закон, однако констатируется: «Таким образом, вышеприведенные высказывания противоречат законодательству Республики Казахстан». Отсутствие конкретных сведений вынуждает предполагать, что «нарушителями» являются все, кто посмел выразить свое мнение по щепетильному вопросу о земле и фактически делает документ Генеральной прокуратуры Заявлением о недопустимости обсуждения вопроса, касающегося предоставления земель для выращивания сельскохозяйственной продукции на экспорт в КНР.
В своем Заявлении Генеральная прокуратура РК ссылается на ряд законодательных актов РК: Конституцию, законы о национальной безопасности и противодействии экстремизму, статьи о возбуждении национальной вражды и розни, оскорблении национальной чести и достоинства, пропаганде исключительности, превосходства граждан по признаку национальной принадлежности и пр. Примечательна избирательность этого списка. Так, из всей Конституции упомянута только статья 6 - о государственной и частной собственности на землю. А где же основные права человека и гражданина? Авторам заявления следовало бы помнить, что Конституция начинается со слов «Мы, народ Казахстана…», и именно за народом закреплено конституционное право выражать свое мнение (ст. 20) любым не запрещенным способом и по любому вопросу, в том числе и по вопросам распоряжения государственной собственностью. Это конституционное положение напрямую соотносится с демократическими принципами свободы выражения как в виде частного мнения, так и выражения мнения общественных объединений через средства массовой информации.
За народом Казахстана закреплено не менее важное право участвовать в управлении делами государства (ст.ст. 3, 33 Конституции), это относится не только выборному праву или праву на доступ к государственной службе. Управление государством подразумевает и общественную полемику по любым вопросам государственной власти и управления, так как государство подотчетно, прежде всего, своему народу.
Следует вспомнить также, что Казахстан является членом ООН и председателем ОБСЕ. Эти авторитетные международные организации считают, что право на свободу выражения мнения имеет важнейшее значение в любом демократическом обществе и является фундаментальным правом человека и критерием всех остальных свобод.
Источник: Адил Соз