Internews Kazakhstan

Твои проблемы, ТВ

Cоздан:   пт, 18/01/2008 - 13:58
Категория:
Тэги:

Два мнения о сегодняшнем и завтрашнем дне частного регионального ТВ

Телеканалу “Алау” в этом году исполнится 15 лет.
ОН помнит, как все начиналось, и предполагает, чем может закончиться.
ОНА считает рейтинги и утверждает, что они идут вверх.
ОН больше десяти лет возглавлял телекомпанию, и его зовут Николай Зверьков (ныне он директор ТОО “Zet-ТВ”).
ОНА руководит “Алау” сегодня, и ее имя Зульфия Арефьева.

Мы задали им одинаковые вопросы, и теперь читатель (он же телезритель) сам решит, чья из двух точек зрения на судьбу регионального телевидения ему ближе.

Костанайские новости

Николай Зверьков: “У сегодняшнего тележурналиста нет мотивации”

Период 2001-2003 годов был расцветом для костанайских телеканалов. Создавались качественные проекты, профессиональный уровень и желание журналистов работать были налицо. Потом региональное телевидение пошло вниз.

Сегодняшний уровень ТВ напоминает мне период 1997-1998 годов. Основная проблема, по моему мнению, в том, что сейчас у журналиста нет мотивации делать высокопрофессиональные передачи. Сама по себе журналистика стала неинтересна. Денежная мотивация - не выход. Думаю, сегодня у журналистов мало возможностей реализовать себя - их постоянно бьют по рукам. Соответственно, мы видим на экране бледные программы.

Элементарный пример: я помню, как всего пять лет назад журналисты телекомпании, порядка двадцати пяти человек, выходили в новогоднюю ночь и работали в прямом эфире, везли материалы из Москвы, Алматы, собирали кучу костанайцев на площадке телекомпании. И сравните последнюю новогоднюю ночь на телеканале: сплошная, простите, тупая ретрансляция других каналов. Нет желания что-то производить. Чтобы исправить эту ситуацию, нужны люди неравнодушные к телевидению, чтобы они могли зажечь коллектив, отстаивать его интересы, быть с ними солидарными.

Костанайская область всегда считалась кузницей республиканских журналистских кадров. Кадры эти есть и сегодня - кузнецов нет хороших. Вот в чем проблема. А кузнецов нет, потому что, на мой взгляд, нет людей, искренне заинтересованных в том, чтобы телекомпания развивалась, отвечала современным стандартам. Есть стремление угодить, удержаться на месте. У каждого руководителя СМИ своя позиция и свой метод руководства. Кто-то готов жертвовать своими личными интересами ради общего дела, а кто-то готов подстраиваться - это уже дело выбора. Ну а результат всегда виден - на экране.

Есть ряд тележурналистов, которые многое умеют и знают в своем деле, но они сейчас, как правило, за бортом, их попросту выдавили. Но я надеюсь, что в будущем появятся такие люди, которые будут искренне отдаваться журналистике и поднимут имидж СМИ. Конечно, не нужно настраиваться на конфронтацию, к примеру, с теми же властями. Лучший способ конкуренции - это сотрудничество. Но доходить до абсурда даже в сотрудничестве не стоит, у СМИ всегда должна быть своя позиция. Я считаю, их руководителям нужно становиться на сторону журналистов, обучать их и защищать. Только таким образом можно изменить положение. И тогда вырастет имидж журналиста, появятся понимание профессии, стремление быть в этой профессии. Что касается меня и “цензуры” в бытность мою директором телекомпании “Алау”, я работал так, как считал нужным работать.

Система определения рейтинга на местных телеканалах вызывает усмешку. Опрашивается сто человек, и по итогам такого “анализа” он и составляется. В Алматы есть специальные структуры, которые, используя специальные технологии, объективно определяют рейтинг. Но наши телеканалы, насколько я знаю, к их услугам не прибегают.

Закон есть, и его надо исполнять. я лично не считаю, что этот закон стал причиной падения популярности региональных СМИ. К примеру, пять лет назад казахскоязычную телепродукцию найти было сложно. Тем не менее, рейтинги были высоки. А сегодня здесь широкий выбор, но общий уровень каналов гораздо ниже.

Не так давно руководитель одного регионального канала поведал мне, что с появлением кабельного ТВ доходы от рекламы в компании упали на 40 процентов. Выводы напрашиваются сами собой.

Безусловно, за кабельным телевидением - будущее. И конечно, кабельщики свое не упускают. На местном ТВ падают доходы от рекламы, становится меньше возможностей держать коллектив, вкладывать деньги в новые проекты.

Сегодняшним СМИ, чтобы выжить, приходится многим угождать: власти, рекламодателю, учредителю. Когда этот пресс ослабнет, а еще лучше - исчезнет, тогда средства массовой информации будут развиваться свободно, и наступит подъем.

Зульфия Арефьева: “Перспектива для нашего телеканала - спутниковое вещание”

Раньше были единицы региональных телеканалов, несколько российских и республиканских. Теперь иное дело. Люди получили возможность смотреть десятки телеканалов с помощью кабельного и спутникового телевидения. Поэтому региональным телеканалам, например, с теми же российскими крайне трудно конкурировать. Потому что они лучше оснащены технически, там выше профессиональный уровень журналистов.

Самый главный элемент, который удерживает телезрителя на нашем телеканале - местные новости. Без них наши люди жить не умеют. Кроме того, если какие-либо программы исчезли из эфира “Алау”, то на смену им пришли аналоги. Сегодня нам больше всего не хватает технических средств. Речь, например, идет о большой студии, где можно было бы проводить ток-шоу, как на том же ОРТ в программе Малахова. Везде и всюду есть люди, которые умеют интересно, грамотно рассуждать практически на любую тему.

У нас нет запретных тем. В новостных выпусках раньше был элемент скандальности, потому что у журналистов была манера - не давать возможности высказаться другой стороне конфликта. Международные стандарты журналистики требуют объективности. И когда мы в сюжет начинаем включать мнение официальных, других заинтересованных лиц, то, конечно, острота, скандальность новости смягчается. Мы показываем то, как власть работает над решением той или иной проблемы. Но я согласна с тем, что момент сенсационности в местных теленовостях исчезает.

Мы провели социологический опрос, и у нас получился очень неплохой рейтинг - на уровне телеканала “Евразия”. Где-то 62 процента костанайцев более или менее регулярно смотрят “Алау”. Основной наш телезритель в возрасте от 18 до 45 лет. Кроме того, во время программ мы проводим SMS-опрос среди телезрителей. Число сообщений, которые приходят во время программы - тоже способ проводить рейтинг популярности, отслеживать зрительский спрос. Сами же мы оцениваем профессиональный уровень наших программ, наверное, на твердую “четверку”. Для пятерки больше всего не хватает технических средств, нет большой студии для ток-шоу. Желание работать у наших ребят большое. И квалификация неплохая, потому что мы постоянно участвуем в обучающих проектах, которые проводят международные организации.

Переломным можно назвать момент не тот, когда приняли закон о языках, а когда стали отслеживать его соблюдение. Нельзя говорить, что это сильно подкосило телеканал. Об этом говорит рейтинг “Алау” и суммы наших доходов от рекламы. Да, определенные трудности появились. Потому что рекламодатель пока еще тяжело идет на то, чтобы давать в программы рекламу на государственном языке или выступать их спонсором. К тому же нам приходится переводить рекламу на государственный язык. Это также дополнительные затраты, которые ложатся на плечи рекламодателя. В южных регионах ситуация другая. Я, например, знаю, что на телеканале “Эра” в Астане, напротив, не хватает русскоязычных журналистов.

С другой стороны, ситуация имеет и положительный момент: люди смотрят канал на двух языках, и им это помогает включаться в языковую среду. Особенно детям.

Девяносто процентов наших доходов - это реклама и гранты международных организаций. Доходы растут, и эта динамика ощутима. С одной стороны, на это влияет и в целом рост экономики в государстве. С другой - значит, мы неплохо работаем, и наш рейтинг не упал.

Нет, пока зрителем востребованы местные новости. Мы заключили договора, и наш телеканал есть во всех кабельных сетях Костаная и двух Рудного. Человек имеет право выбирать - это естественный процесс. Кроме того, не раз слышала, как люди говорят: “У меня по кабельному телевидению 35 каналов, но я смотрю от силы пять из них”. Потому что с одного российского телеканала перетекают те же программы и фильмы. Просто они идут в эфир в разное время.

Конечно, будущее есть. Я в это верю. Думаю, для развития вещания регионального телевидения не хватает частот. Но вот парадокс: мы были вынуждены выключить передатчик в Федоровке, потому что доставка телесигнала стала слишком дорогой. И если говорить о перспективах, то для нас - это спутниковое вещание телеканала. Сегодня мы изучаем этот вопрос.

Источник: Центр поддержки региональной журналистики

alau.gif