Internews Kazakhstan

Медиа - ландшафт Таджикистана

Cоздан:   вт, 17/11/2009 - 09:41
Категория:
Тэги:

Средства массовой информации Таджикистана работают в экстремальных условиях: по данным социологических исследований более 40 процентов независимых СМИ страны находятся на грани банкротства. Вместе с тем, правительственные СМИ получают субсидии от государственного бюджета. Обращение руководителей ведущих СМИ и медиа-организаций Правительству республики о разработке программы государственной поддержки СМИ в условиях кризиса путем предоставления налоговых льгот не увенчалось успехом.

По итогам опроса проведенного среди руководителей отечественных СМИ и медиа-организаций республики, СМИ Таджикистана сильно ощущают влияние мирового финансового кризиса. Опрос проводился в рамках круглого стола, проведенного по инициативе Института Открытое Общество-Таджикистан (Фонд содействия) и Союза журналистов Таджикистана.

На вопрос "Повлиял ли мировой финансовый кризис на ваше СМИ?" 92% опрошенных ответили "Да". Такой же процент был получен после ответа на вопрос "Уменьшились ли ваши доходы?". Размер ущерба, нанесенного кризисом, оценивают по-разному. У 73% опрошенных эта цифра варьирует между 10-35%. Максимально высокая сумма потерь достигает 80%. В связи с этим 41% респондентов не исключают угрозы того, что их СМИ будет вынуждено прекратить свою деятельность. В 63% печатных СМИ кризис повлиял и на покупательскую способность их аудиторию, что привело к большему, чем обычно, уменьшению тиражей изданий за последнее время. При этом сокращать штат сотрудников спешат далеко не все (30%). Связано это, прежде всего с тем, что в области СМИ и без кризиса наблюдалась острая нехватка кадров.

Необходимые для выхода из кризиса средства оказались также разными по сумме - в зависимости от размера и региона распространения/вещания СМИ. Самая высокая сумма составила 120 тыс. сомони (около 27 тысяч долларов США), самая низкая - 7 тыс. сомони (более 1,5 тысяч долларов США). Почти все руководители СМИ, независимо от формы собственности, признались, что нуждаются в материально-технической помощи государственных или международных организаций. Однако коэффициент нуждающихся в поддержке государства и международных организаций существенно различается - 65% и 84% соответственно. На вопрос "Что, по-вашему, могло бы способствовать выживанию СМИ Таджикистана во время финансового кризиса?", 40% респондентов ответили: "Снижение налогов и дополнительные источники дохода (госинвестиции, гранты, коммерческие акции, проекты и т.д.).

По данным Министерства культуры РТ на сегодняшний день зарегистрировано 148 газет, в том числе 44 государственных, 94 частных, 26 общественных и 26 отраслевых изданий.
Зарегистрировано также 96 журналов, их них 4 государственных, 34 частных, 27 общественных и 32 отраслевых. Среди 7 зарегистрированных информационных агентств -1 государственное, 6 -частных.

В республике зарегистрировано 44 издательств, из них 6 государственных и 38 частных.
В стране функционируют 148 типографий, в том числе 25 государственных и 123 частных.
Точная статистика по численности СМИ отсутствует, так как некоторые СМИ не прошли перерегистрацию в Минкультуры РТ, ибо они зарегистрированы в Министерстве юстиции.

В Таджикистане функционируют 5 государственных телеканала, и 3 государственных радио, которые имеют 100% зону охвата, по Таджикистану. Вместе с тем, в стране вещают 16 негосударственных региональных телевизионных станций и 7 независимых радиостанций.

7 февраля 2009 года Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал Указ "О реагировании должностных лиц на критические и аналитические выступления СМИ". Этот подзаконный акт должен был способствовать активизации газет, радио и телевидения, с тем, чтобы начать общественную дискуссию по актуальным темам в обществе. Однако, некоторые чиновники восприняли этот шаг, как покушение на их полномочия, и вместо реагирования на критические и аналитические материалы, регулярно готовятся к самооправданию, а порою обвиняют СМИ и журналистов в распространении недостоверных сведений, допуская клевету и оскорбления в их адрес.

Такая попытка была со стороны Анвари Вайсиддин председателя (мэра) города Вахдат (20 км от столицы - Душанбе) в отношении редактора газеты "Бизнес и политика" Олимджона Курбонова. Союз журналистов Таджикистана (СЖТ) и Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана (НАНСМИТ), в совместно распространенном заявлении осудили попытки давления на редактора газеты, ибо анализ публикации "Использование воды как "проблема дыхания" ("БиП", №23 от 4 июня 2009 года) и отзыв Председателя города Вахдат Анвари Вайсиддин "Иных уж нет, а те далече" ("БиП", №29 от 16 июля 2009 года) показал, что автор поднял проблемы объединения дехканских хозяйств в общественной организации (ассоциации водопользователей) в целях эффективного и справедливого использования воды, роли местных исполнительных органов государственной власти во всемерном привлечении инвестиций для развития структуры сельского хозяйства. В статье были подвергнуты критике некоторые неправомерные действия местных властей г. Вахдат, препятствующие привлечению инвестиционных средств международных организаций и препятствие реализации конституционные права руководителей вновь образованных Ассоциаций водопользователей дехканских хозяйств - граждане Республики Таджикистан. Председателем города Вахдат вместо оперативного реагирования на критический материал была предпринята попытка давления на автора и СМИ с целью увести публичный предметный разговор на поднятую проблему в сторону, путем безосновательных обвинений автора в предвзятости и материальной заинтересованности. Сам по себе ответ председателя является типичной бюрократической отпиской, не имеющий ничего общего с требованием Указа Президента РТ №622 ""О реагировании должностных лиц на критические и аналитические материалы средств массовой информации".

Признавая законные права лиц на ответ и опровержения, медиаорганизации считают неуместным попытки должностных лиц придираться к уровню профессионализма авторов статей. Реагирование должно быть по существу дела, а не средством самооправдания, тем более критике, клевете и оскорбления в адрес журналистов и СМИ. Вместе с тем, на публикации должны реагировать вышестоящие органы или должностные лица, а не те чиновники, деятельность которых была подвергнута критике.

Справедливости ради, надо отметить, что в сложившейся ситуации иногда виноваты сами журналисты: они берут много ответственности на себя, порою выступают в качестве надзирателей, судей и прокуроров. В результате нарушаются правовые основы и этические нормы журналистской деятельности.

Наличие статьи, предусматривающей уголовную ответственность за клевету и оскорбление в законодательстве Республики Таджикистан, ограничивают возможности соблюдения демократических принципов свободы слова в СМИ страны. Люди опасаются использовать свои конституционные права на свободу слова и небезосновательно. Этот шаг может быть чреват последствиями.

Гражданин Озодбек Хосабеков - автор открытого письма на имя заместителя Премьер-министра Республики Таджикистан Асадулло Гуломова ("Куда ушли деньги", "Азия- плюс", № 2 от 10 января 2008 года) поднял вопрос коррупции в одной из структур власти Горно-Бадахшанской области и поплатился.

По мнению экспертов, возникший спор между О. Хосабековым и М. Рахматовым, по поводу публикации открытого письма носил гражданско-правовой характер. Тем не менее, М.Рахматов, начальник Управления капитального строительства исполнительного органа государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), сначала обратился в суд района Рушан с исковым заявлением о возмещении морального вреда, потом дополнительно с жалобой. В результате чего суд района Рушан возбудил уголовное дело в отношении Хосабекова Озодбека по ст. 135, часть 3 Уголовного кодекса Республики Таджикистан. Уголовное дело было направлено в прокуратуру района Рушан ГБАО для предварительного следствия.

Приговором суда района Рушан ГБАО от 20 июня 2008 года гражданин Хосабеков Озодбек признан виновным по ст. 135, часть 2 УК РТ и ему назначено наказание в виде обязательных работ в размере 200 часов, но не более четыре часа в сутки. Определением Судебной коллегии по уголовным делам областного суда ГБАО от 23 июля 2008 года, приговор суда района Рушан ГБАО от 20 июня 2008 года оставлен без изменения.

Однако, осужденный Хосабеков не согласился с выводами суда первой и апелляционной инстанции и обратился в Верховный Суд республики в порядке надзора. Он также обратился в Генеральную прокуратуру РТ, ибо считает, что уголовное дело было рассмотрено неполно и однобоко, не была дана правильная юридическая оценка действительным обстоятельствам дела.

На наш взгляд, О.Хосабеков реализует свои конституционные права, ибо каждый гражданин Таджикистана вправе требовать, чтобы его дело было рассмотрено компетентным, независимым и беспристрастным судом. Однако, его осудили за клевету в уголовном порядке, а когда он выступал с протестом по отношению судьи, второй раз - за оскорбление судьи, теперь его ждет судебное разбирательство в гражданском порядке, где ожидается наложение огромного штрафа. Попытки защитить права Хосабекова журналистскими организациями сталкиваются с корпоративными интересами и амбицией судебных органов.

В Таджикистане существует уголовное наказание за клевету и оскорбления. Инициативы журналистских и правозащитных организаций Таджикистана по декриминализации вопросов клеветы и оскорбления не нашли поддержки исполнительной и законодательной власти: они не хотят равняться на передовых государств - участников ОБСЕ, а ориентируются на те страны, где еще не решен вопрос декриминализации клеветы и оскорбления.
Проблема лицензирования в области телерадиовещания также остается актуальной. Не все претенденты на получение лицензии (а их около 20) получают разрешение уполномоченного государственного органа - Комитета по телевидению и радиовещанию при Правительстве РТ. Неоднократные обращения международных и национальных медиа - организаций Президенту, Правительству и Парламенту Таджикистана по поводу обеспечения законности и прозрачности выдачи лицензий, упорядочения работы Лицензионной комиссии при Комитете по телевидению и радиовещанию, создание межведомственного совета по лицензированию в области телерадиовещания не дали положительных результатов. Власть игнорируют голоса СМИ и организации гражданского общества.

В сложившейся ситуации, вопрос реформирования журналиского образования, подготовки и переподготовки журналистких кадров выходит на первый план. Факультеты и отделения журналистики в странах Центральной Азии не справляются с подготовкой молодых журналистов, порою, они превратились в кузницу подготовки идеологических кадров правящего режима, а усилия организации гражданского общества в этой сфере малоэффективны. Проблема налицо - журналистское образование в тупике. В такой ситуации, свертывание проектов и программ поддержки со стороны международных и донорских организаций в нынешних условиях, на наш взгляд, чревато тяжелыми последствиями.

По прогнозам экспертов, попытки властей контролировать деятельность СМИ накануне предстоящих выборов в Парламент страны усиливаются. В целях поддержки плюрализма и независимости СМИ, свободы критики и доступа к информации, СМИ и журналистам, в первую очередь, необходимо надеяться на себя и на журналистские ассоциации. Исходя из этого, медиа-организации Таджикистана активно работают над созданием Совета по СМИ в республике.

Уже разработаны основополагающие документы этого органа - Этические нормы журналисткой деятельности, проекты Положения, Регламент работы и Устав Совета по СМИ РТ. На наш взгляд, укрепление механизма саморегулирования СМИ способствует обеспечению безопасности журналисткой деятельности в условиях прессинга на СМИ.

Исходя из ситуации в медиа - ландшафте Таджикистана, с учетом нужд и потребностей СМИ было бы целесообразно:
1. Ввести в законодательство Республики Таджикистан понятие "публичной фигуры", с тем, чтобы расширить границы свободы слова в отношении высших должностных лиц;
2. Декриминализовать вопросы клеветы и оскорбления;
3. Всемерно поддержать создание механизмов саморегулирования СМИ;
4. Оценки нужд и учета потребностей СМИ при разработке образовательных программ;
5. Независимая оценка и мониторинг образовательных программ местных и международных организаций;
6. Новый подход к образовательным проектам в сфере журналистики (follow-up, ориентация к развитию и т.д.)

Нуриддин КАРШИБОЕВ, Председатель НАНСМИТ
Бишкек, 16 октября 2009 года
(Выступление на одиннадцатой Центрально-азиатской конференции ОБСЕ по свободе СМИ)

Источник: ЦЭЖ