В Казахстане впервые развернулась широкомасштабная кампания по противостоянию такому нелицеприятному явлению, как принудительная подписка. Впрочем, название проекта говорит само за себя: "Вовлечение общественности в решение проблем принудительной подписки для развития конкурентоспособности региональных СМИ". Нашу газету не могло не заинтересовать это событие. И сегодня на вопросы "Городской недели" отвечают организаторы и активные участники проекта президент Общественного Фонда "Северо-Казахстанский правовой медиа-центр» (г. Костанай) Диана Медведникова и директор ОФ "Павлодарский Центр поддержки региональной журналистики" Аскар Шомшеков
Аскар, Диана – ведь не секрет, что для многих наших сограждан: бюджетников, госслужащих, работников крупных предприятий одной из «больных» тем является принудительная подписка. За годы она превратилась в «святую обязанность». Почему же такие недемократичные методы срабатывают в нашей демократичной стране?
А. Ш.: Частично, принудительная подписка – наследие и отголоски партийных перегибов времен союза. Многими государственными органами управления по-прежнему управляют бывшие коммунистические руководители. И их методы взаимодействия с прессой, с обществом мало изменились с прошлого века. Хуже всего то, что, и бюджетники, и рядовые работники промышленных предприятий уже привыкли к тому, что два раза в год из их семейного бюджета, из их карманов крадут кровно заработанные деньги, чтобы поддержать несостоятельные издания. К примеру, в России, на Украине такое явление как принудительная подписка себя практически изжило.
Д. М.: Мы считаем, что мириться с таким положением нельзя. Мы хотим обратить внимание общества на эту проблему, сделать так, чтобы люди не боялись отказываться от навязанных изданий и могли отстоять свои права.
Интересно, какие страны мира сталкиваются с такой же проблемой?
А. Ш.: Чтобы ответить на этот вопрос я приведу случай из моей поездки в Республику Словения. Когда один из участников казахстанской делегации поинтересовался у словенских журналистов: как у них обстоит дело с принудительной подпиской, - они долго не могли понять, о чем идет речь. Даже времена во время социализма там никого не заставляли выписывать партийную прессу. Я не слышал, и не знаю, где еще, кроме республик бывшего Советского Союза, людей заставляли, и они безропотно отдавали бы свои деньги на подписку не нужных им газет.
Насколько правомерно заставлять граждан покупать ту прессу, которая им неинтересна? И как при этом нарушаются права независимых средств массовой информации?
А. Ш.: Статья 20 Конституции РК гарантирует право граждан на свободное получение и распространение информации. Принудительная подписка – грубое нарушение этого права. Принудительная подписка – это не свободное получение информация, это принуждение, под страхом увольнения или иного наказания. Любое насилие это унизительно, в конце концов. Мало того, что мы финансируем государственные газеты за счет наших налогов, так нас еще заставляют их покупать. Если учителя заставили подписаться на одну газету, у него, при всем желании, не останутся средства покупать те издания, который он действительно хочет читать.
Д. М.: О какой честной конкуренции можно говорить в таких условиях? К тому же когда у газеты есть гарантированный тираж, обеспеченное государством финансирование, ей не нужно заботиться о качестве информации, улучшать редакционный менеджмент, наращивать объемы рекламных продаж. Такие газеты живут своей, тепличной жизнью и поэтому зачастую неинтересны и скучны. В итоге мы имеем плохо развивающийся медийный рынок и недоверие общества к прессе. К примеру, в Костанайской области хорошие газеты имеют тираж в среднем 15-20 тысяч экземпляров. Это – честный, заработанный своим трудом тираж. Издания, которые распространяются по приказу власти, выходят тиражом 30-40 тысяч. Принудительная подписка сильно бьет по карману граждан. Так, сельский учитель с зарплатой 20 тысяч тенге вынужден отдавать 5 тысяч на подписку нескольких газет. Это справедливо? Самое ужасное, что люди боятся об этом рассказывать, боятся возмущаться, потому что могут потерять работу.
Центры поддержки региональных СМИ объявили «войну» подписке по принуждению. Вы считаете – с этим явлением можно бороться, учитывая, что с помощью метода «обязаловки» наращивают тираж именно ангажированные властью СМИ?
Д. М.: К сожалению, о принудиловке в отдаленных районах мало знают в правительстве и министерстве. Все возмущаются кулуарно, боясь сказать об этом открыто. Мы думаем, что сможем привлечь внимание власти к этой проблеме, активизировать гражданскую активность населения. Ведь если мы сами не скажем «нет» принудиловке, кто сделает это за нас?
А. Ш.: Несмотря на то, что страна много лет назад выбрала демократический путь развития, основанный на рыночных отношениях, такое позорное явления как разнарядка на подписку по-прежнему процветает. Но вечно это продолжаться не может. Казахстан стремиться построить конкурентоспособное общество, и принудительная подписка – атавизм вековой давности, отомрет обязательно. Думаю, что через несколько лет мы и вспоминать не будем об этом, как и о газетах, которые держались на плаву исключительно благодаря подписке по принуждению. Мы можем лишь ускорим этот процесс. И в этом мы очень рассчитываем на поддержку газет, журналистов, чьи издания тоже страдают от недобросовестной, нечестной конкуренции.
Но, судя по предварительно опубликованной информации, работа в рамках проекта носит, скорее, наблюдательный характер: опросы, анализ данных… Какие-то более действенные меры по борьбе с принудительной подпиской будут приняты?
Д. М.: Цель проекта – сделать анализ ситуации с принудительно подпиской в четырех регионах Казахстана и предоставить точные документальные доказательства по этому вопросу. Потому что нас уже пытались обвинить в отсутствии фактов – мол, вы только говорите об этом, а доказательств-то нет. Доказательства есть. У нас имеются ксерокопии писем, которые направляются из акиматов в бюджетные организации с «просьбами» обеспечить подписку на конкретные издания. Есть люди, готовые рассказать об этом. Кроме того, проект включает в себя несколько исследований на предмет кадрового состава СМИ регионов, политики типографий в отношении частных и государственных изданий, а также анкетирование людей, которые столкнулись с принудительной подпиской. По итогам исследований мы проведем круглые столы в регионах, направим ряд писем в министерство информации, правительство. Мы будем обращаться с заявлениями в созданное на днях указом президента Агентство РК по защите конкуренции, в прокуратуру, и в другие уполномоченные государственные органы для прекращения случаев недобросовестной конкуренции и принудительной подписки. Итоговым мероприятием станет республиканский «Круглый стол» в Астане, на который будут приглашены представители СМИ, министерств и ведомств.
А. Ш.: Думаю, что не имеет смысла апеллировать к совести недобросовестных руководителей, которые, пользуясь своим служебным положением, принуждают своих подчиненных подписываться на газеты. Главное – убедить людей перестать бояться, доказать, что отказ от принудительной подписки не будет иметь для них последствий. Те, кто заставляют подписываться, они тоже боятся. Ведь, при наличии доказательств, их действия можно расценить как коррупционное преступление. Как рассказал мне один из них, он знает: кто промолчит, а кто будет возмущаться. Страдают как раз те, кто привык к смирению и покорности. Мы готовы им помочь, проконсультировать, предоставить юридическую помочь, в случае необходимости.
Предпринимались ли ранее попытки побороть систему принудительно подписки и чем они закончились?
Д. М.: В России есть примеры успешного противодействия принудительной подписке. В Казахстане, по нашим данным, с этим явлением пытались бороться отдельные издания, были единичные случаи, когда люди мужественно отказывались от подписки.
А. Ш.: Такая масштабная кампания по противодействию принудительной подписке, которую организовали наши организации, в Казахстане проводиться впервые. Во многом, это результат наших наблюдений того, что происходит в рынке СМИ в наших регионах.
Есть ли данные о том, какими методами заставляют рядовых граждан оформлять подписку?
Д. М.: Конечно. Как правило, это письмо в организацию за подписью Акима или заместителя акима с «рекомендацией» оформить определенное количество подписок. Почти всегда прилагается разнарядка. Не желающих запугивают потерей работы.
А. Ш.: Я могу привести другой пример, цитирую по сайту www.ekibastuz.kz: 4 октября 2007 года аким города Экибастуза Н. А. Набиев провёл совещание по организации подписной компании на газеты и журналы на 2008 год. Глава города напомнил о важности подписной компании и необходимости проведения её в указанные сроки, обратив внимание на «Казахстанскую правду», «Звезду Прииртышья», «Егемен Казахстан», «Отарка» и другие издания.
Еще одна цитата из письма преподавателя Павлодарского государственного университета, который откликнулся на объявление в газете «Городская неделя» о начале нашего проекта: «В Павлодарском государственном университете, где вот уже в течение пяти-шести лет (с момента назначения ректором Арына Е.М.) идет принудительная подписка на казахскоязычные издания, в частности, «Егемен Казакстан», «Ана Тили», «Акикат», «Казак адебиети» и некоторые другие. Я ничего не имею против этих изданий, более того, я всецело за развитие государственного языка, но не такими же топорными способами для выполнения разнарядки из акимата. Я, например, владею бытовым казахским языком, но читать литературные тексты, скажем, в «Казак адебиеты», я при всем желании пока не могу. А у нас как: никого даже не спрашивают, хочет он подписаться или нет, просто вычитают в бухгалтерии из зарплаты соответствующую сумму и все. Причем, не на одну газету, а на целых три, в итоге, мы лишаемся 4-5 тысяч тенге из зарплаты, которая и так не велика (около 30 тысяч тенге). Но дело не только в деньгах. Более всего обидно, что так нагло и цинично попираются наши элементарные человеческие и гражданские права».
Я думаю, что огласка таких фактов, сама по себе поможет «отрезвлению» наиболее горячих голов, организующих подписную компанию сомнительными методами. С другой стороны, я думаю, нам, казахстанским журналистам надо подумать о том, чтобы, по примеру наших российских коллег собраться и договориться о недопустимости методов принудительной подписки. Ведь средства массовой информации сами, в первую очередь, должны следовать принципам профессиональной журналистской этики и поддерживать условия свободной честной конкуренции на медиа-рынке.
Беседовала Ирина АДЫЛКАНОВА,"Городская неделя", (г. Павлодар)
Номер телефона горячей линии и фамилия консультанта по вопросам принудительной подписки в Павлодаре: - 7-7182- 32-29-59, Аскар Шомшеков, , ул. Ленина 141 оф. 20