Развитие интернета и цифровых технологий нарушило равновесие между фотографами-профессионалами и любителями, сложившееся за десятилетия существования пленочной фотографии.
Миллиарды снимков, которые раньше не покинули бы страницы домашнего альбома, хлынули в интернет.
Всего за десять лет фотография перестала быть уделом только профессионалов и стала одним из самых массовых увлечений человечества.
Как изменилось искусство фотографии с появлением интернета? Удалось ли любителям потеснить профессионалов? Стало ли проще заработать на фотографии?
Из точки А в точку Б
В середине
Тогда он снимал на пленку, поэтому помнит, как долго снимки шли в газету. Фотографии переправлялись из Югославии в Россию раз в неделю самолетом.
Аэропорт Белграда не работал: «приходилось ехать либо в Будапешт, либо в Скопье и просить пилотов, чтобы они взяли фотографии с собой. В Шереметьево их встречали сотрудники редакции, везли в редакцию, там сканировали, и только тогда фотографии попадали в номер».
«Сейчас, говорит Мурадов, если я снимаю
К фотографу-путешественнику Дмитрию Шатрову понимание ценности интернета как реальной связи между ним и читателями его блога пришло на Тибете. «Это был переломный момент я понял, что где бы я ни находился, я могу одновременно быть со всеми людьми», рассказывает фотограф.
Фотоинтервью с Дмитрием Шатровым читайте здесь.
Фотофастфуд
«Фотография быстрого употребления» одна из главных тенденций интернета. В сети снимок перестает быть выставочным деликатесом и начинает выполнять утилитарную роль развлекать и информировать.
«С одной стороны, говорит Борис Мурадов, [это] девальвирует понятие фотографии в высоком смысле».
По словам Мурадова, «когда люди видят
С другой стороны, благодаря современным технологиям, а именно интернету, обычные люди стали просматривать гораздо больше фотографий.
«Они поняли, что новости, например, можно отслеживать по фотолентам», говорит фотограф агентства Франс пресс Дмитрий Костюков, тут же отмечая, что это, в свою очередь, изменило формат подачи фотоматериалов и заставило профессионалов работать
Дмитрий вспоминает, как первые репортажи для онлайн-изданий с показов мод состояли из трех-четырех фотографий, которые должны были передать только общую атмосферу.
Однако затем редакторы стали требовать от фотографов как минимум
Фотоинтервью с Дмитрием Костюковым читайте здесь.
Директор фотослужбы «Коммерсанта» Эдди Опп напоминает, что фотографии в интернете всего около десяти лет.
По его словам, формы подачи фотографии в сети «только нащупываются». «Пока очень много неграмотных попыток, но надо помнить это очень молодая область».
Проще заработать?
Если говорить только о фотоснимке, считает Борис Мурадов, то «как раньше были хорошие фотографии и плохие, так они есть и сейчас». Их качество не зависит от попадания в интернет.
По словам Мурадова, если с технической точки зрения продать стало несравненно проще достаточно грамотно разместить свои фотографии в интернете, то занять свое место под солнцем и начать зарабатывать могут немногие.
Разместить свои снимки можно в так называемых фотобанках или «стоках». Это архивы фотографий, где они хранятся для последующего коммерческого использования, например, для перепродажи дизайнерам.
По мнению Костюкова, рынок не может прокормить всех: «больше определенного количества гонораров на всех не хватит».
«Сейчас стало больше людей, фотографии которых могут попасть в СМИ. Но я не думаю, что профессионалов стало гораздо больше».
Ответственность перед зрителем
Интернет изменил реальность, в которой живут фотографы.
«Если я раньше на Камчатке снимал рыбаков, то мы расставались навсегда», говорит Игорь Мухин.
«И эти рыбаки могли встретиться со своими фотографиями только, например, в журнале «Огонек». Сейчас же дело обстроит так: сегодня снял, завтра выложил фотографии в интернет, а через несколько часов рыбаки могут сказать
Вместе с интернетом появилась вполне ощутимая ответственность фотографов перед своей аудиторией.
Дмитрий Шатров сравнивает каждый свой пост в ЖЖ с выходом на сцену перед многотысячной аудиторией, которую не видно
У новостных фотографов на первом плане ответственность за качество и скорость своей работы. Счет может идти на секунды.
«Мы отправили фотографию победителя забега на сто метров быстрее, чем конкуренты, говорит Дмитрий Костюков. И это может очень сильно повлиять на продажи. Если в Гонконге дедлайн, допустим, в четыре часа вечера, а этот забег в 16:15, то там сидят редакторы и ждут не лучшей фотографии, а первой, которая будет на ленте».
Уровень погружения
«Непрофессионал может сказать у меня не получилось или у меня отключился фотоаппарат, я не смог, у меня было плохое настроение все, что угодно. А когда для вас это работа, вы должны принести фотографии и выжать все, что возможно из этого события», говорит Костюков.
Однако преимущества профи иногда не столько очевидны. С развитием гражданской журналистики стало понятно, что обычные люди часто становятся очевидцами событий, на которые фотограф-профессионал мог просто не попасть по той или иной причине.
«Или, развивает тему Костюков, у них может быть доступ к информации, к которой нет доступа у журналистов».
Теперь, говорит он, профи пытаются соответствовать любителям: «Я имею ввиду, не по уровню профессионализма, а по уровню погружения в тему. Когда вы снимаете своего друга, то он ведет себя так, как не будет себя вести с незнакомым человеком. И это влияет на ваш конечный результат».
Борис Мурадов даже не стал проводить разницы между двумя категориями фотографов: «Искусство это когда ты видишь фотографию, и она заставляет тебя сопереживать».
Глеб Федоров, bbcrussian.com
Источник: Русская служба ВВС