Тематическая журналистика является ключевым элементом в формировании такого явления, как информированная общественная дискуссия. Такая дискуссия прямая противоположность журналистики, контролируемой СМИ, когда журналисты просто воспроизводят редакторский текст.
Это значит, что при составлении редакторского плана журналисты должны фокусироваться на тех вопросах, которые больше всего волнуют их аудиторию, а также объяснять значимость тех или иных событий. В противном случае, вам может показаться, что вы занимаетесь журналистикой, хотя вы, вероятнее всего, будете просто распространять пиар и пропаганду.
Роль журналиста
Тематическая журналистика означает, что вам нужно искать информацию там, где ее никто не ищет, проливать свет на темные места, бросать вызов властьимущим и рассказывать подкреплённые реальными аргументами истории о реальных людях, пострадавших
Следуя приведенной ниже стратегии, вы будете иметь формулу создания по меньшей мере десяти оригинальных репортажей в неделю, темы которых будут подхвачены информагентствами и пресс-конференциями только после того, как их затронете вы. Критерием оценки вашей работы послужит то, что другие будут вынуждены следить за темами, которые изначально нашли вы и о которых вы рассказали миру. Это и является признаком настоящей журналистики.
Здесь предлагается несколько основных советов. И если это кажется вам невозможным, заметьте, что я использовал данную стратегию, работая на медиа организации в Центральной Америке, Балканах, СНГ, Ближнем Востоке, а также в трех странах Юго-Восточной Азии.
В каждой из стран, где мне приходилось работать, данная стратегия позволяла освещать эксклюзивные темы, за которыми впоследствии вынуждены были следить даже наши конкуренты. Это как если бы ваши репортажи были отнесены к категории «если бы не вы, мир никогда бы не узнал об этом».
Определение стратегии тематической журналистики
Соберите ваш редакторский коллектив и решите, какие темы больше всего волнуют общественность. Разумеется, перед этим вам необходимо узнать, кто является вашей целевой аудиторией. Поэтому к тому времени вы должны будете провести сегментацию аудитории и решить, на какие из сегментов будет рассчитан ваш журналистский продукт.
В какой бы точке планеты вы ни работали, вы наверняка заметите тот факт, что интерес аудитории в основном сводится к таким вопросам, как работа, жилье, охрана здоровья, образование, транспорт, закон и порядок, окружающая среда и т. п..
Здесь есть интересный момент. Вы можете подумать, что, работая в Гватемале, Белграде, Баку, Хараре, Джакарте и Куала Лумпуре, вы будете иметь дело с различными темами но это не так. Одни и те же вопросы повсеместно формируют ключевые темы для вашей стратегии в сфере тематической журналистики.
Когда я следовал своей стратегии в Азербайджане в 2009 году, коллектив редакции остановился на следующих проблемах: жилье, охрана здоровья, образование, работа (финансы и экономика), транспорт, сельское хозяйство, преступность, окружающая среда и новые технологии.
Возможно, таких тем будет менее девяти, но их всегда будет по меньшей мере шесть. Попытайтесь найти 10. Заметьте, что политика и коррупция не фигурируют в списке основных тем, несмотря на то, что они предлагались в качестве таковых каждый раз, когда я использовал данную стратегию. Это потому, что политика и коррупция оказывают влияние на все вышеупомянутые вопросы, являясь их общей составляющей, а не независимой темой для репортажа.
Чтобы прочитать статью полностью, нажмите здесь.
Данная статья была впервые опубликована на сайте партнера IJNet Media Helping Media (MHM). Данный учебный информационный сайт предоставляет медиа-ресурсы журналистам, работающим в странах переходного периода, странах, переживших военные конфликты, на и территориях, где свобода слова и средств массовой информации находится под угрозой. Полный текст статьи был переведен на 6 языков для сайта IJNet с разрешения Media Helping Media.
Источник: IJNet-International Journalists' Network - http://ijnet.org/ru