«Интерньюс» подготовил к эфиру 423 выпуск программы "Открытая Азия»
Девочка в хиджабе. Открыть лицо Шахрезады – требуют балхашские учителя.
Летят щепки энергетического кризиса. Жители киргизского села вырубают лес, чтобы согреться.
Молчание пчел. Конец медового месяца в Таджикистане.
Видеоарт – кино или провокация? Узбекские режиссеры ищут новые формы самовыражения.
Обо всем этом в нашем новом выпуске.
«1001 страдание Шахрезады»
В странах Европы повсеместно запрещают ношение религиозной одежды в школах и институтах. В Турции – хиджаб расколол страну на два непримиримых лагеря. Теперь эта непростая дилемма встала перед жителями небольшого казахстанского города Балхаш. Там в центре конфликта оказалась 10-летняя девочка Шахрезада. Отчим заставляет ребенка носить хиджаб и даже бреет наголо, чтобы она не ослушалась. Учителя ходить в школу в таком радикальном костюме запрещают….
У этой проблемы, конечно, нет простого решения, но нельзя не заметить - казахские женщины – всегда были свободны. Они никогда не закрывали свое лицо. Молодые девушки вплоть до замужества ходили с непокрытой головой. Исторические свидетельства говорят о том, что мусульманские миссионеры не раз пытались направить степняков на путь истинный. Но тщетно - спутница кочевника не могла жить иначе, она на равных скакала рядом с мужчиной и делила с ним нелегкий быт.
Сюжет из Казахстана
«Рубить – не сажать»
На пороге зима. Вместе с холодами к жителям Центральной Азии возвращаются привычные проблемы - плохое отопление, дорогой уголь, веерные отключения электроэнергии. Теперь жертвой энергокризиса стали леса. Жители киргизских сел рубят здоровые цветущие деревья на дрова. Обвинять в варварстве людей, поставленных в условия выживания, конечно трудно. Холод - он как и голод – не тетка. Но ведь и леса на нашей земле и без того очень мало. Рубить – не сажать – как бы не случилось так, что завтра на те же дрова не останется и деревьев.
Сюжет из Киргизии
«Немедовый месяц»
Пожалуй, в каждой республике бывшего Союза есть отрасль, больше всех пострадавшая из-за развала старых экономических связей. В Таджикистане кроме цветной металлургии это – как ни странно – мед. Казалось бы, пчелам то что – они собирают свой нектар вне зависимости от политических потрясений. Однако, даже на пасеке действуют законы экономики. Когда-то таджикский мед СССР продавал на экспорт, республика занимала одно из первых мест по производству этого сладкого продукта. Теперь мед для местных жителей стал почти золотым, а везти его на продажу за границу не так то просто.
Сюжет из Таджикистана
Светлана Гражданкина - журналист, Максат Жумаев - оператор-монтажер
«Видеоарт по-узбекски»
В Узбекистане художники ищут новые формы самовыражения. В 2007 году в республике возникло неформальное творческое движение ВИДЕОАРТ. Оно еще не сложилось в единое художественное направление. Пока итоги подводить рано. В условиях сегодняшнего Узбекистана видеоарт выглядит парадоксальным и во многом спорным. Но поиски молодых авторов продолжается и позади уже десять фестивалей узбекского Видеоарта…
Сюжет из Узбекистана