«Репортеры без границ» выпустили первую часть атласа свободы печати в российских регионах. Редактор атласа Аня Вьоль считает, что один из способов достижения независимости региональной прессой объединение в ассоциации, такие как «Альянс независимых региональных издателей» (АНРИ). Президент альянса Валерий Безпятых в интервью Радио Свобода размышляет о путях достижения независимости.
Положение не меняется на протяжении последних
Каким образом региональные СМИ пытаются оставаться независимыми?
Есть две составляющие независимости СМИ: редакционная и экономическая. Если редакционная составляющая определяется позицией редактора, журналистов, то достижение экономической зависит больше от менеджмента смогло ли руководство газеты сделать ее финансово независимой и самодостаточной. Я не говорю о том, чтобы получать большую прибыль, зарабатывать деньги. Но хотя бы остаться на нулевом, небольшом уровне. Год назад во многих регионах создалась ситуация, при которой существование экономически независимых СМИ стало возможным. Сейчас кризис немножко усложнил ситуацию.
А средства массовой информации, к изданию которых причастны вы, относятся ли к той категории, которую упоминают «Репортеры без границ»? Имеются в виду издания, не погружающиеся глубоко в политику и в социальные проблемы, которые предпочитают публикации другого толка, не задевающие ничьи интересы?
Есть разная степень зависимости, проникновения на политический рынок. Видимо, авторы доклада взяли те СМИ, которые предпочитают не связываться с властью, а приближаться к населению. Но и так называемая «народная новость», потенциально не сильно конфликтуя с властью, выдает информацию, которая нужна потребителю. Есть такие СМИ. Я бы не назвал их плохими. Просто у них своя концепция. Есть нормальные, с точки зрения качества информации, издания, руководители которых не зависят от власти. Там дается любая информация, в том числе и та, которая может вести
Вы упомянули, что кризис оказал влияние на степень экономической свободы региональных СМИ. Это выразилось в падении рекламных доходов или в чем-то еще?
В нашем случае это исключительно падение рекламных доходов. Мои газеты выходят в уральских моногородах. Там произошло очень большое сокращение производства, много увольнений. Малый и средний бизнес, который обслуживает население, находится тоже не в лучшем положении. У нас доходы от рекламы упали
Можно ли говорить о взаимном влиянии прессы и власти в регионах? В каких обстоятельствах это ярче всего проявляется?
Это зависит, я думаю, от качества СМИ и от особенностей региона. Еще, наверное, от времени, в течение которого СМИ на этой территории выходит. Если в течение
Если власть задается целью прекратить существование СМИ, сделать его работу невыносимой и экономически, и информационно есть ли у нее сейчас рычаги для этого?
Есть и очень много. Сейчас в закон о средствах массовой информации внесены поправки, которые якобы запрещают власти быть учредителями СМИ, то есть влиять на рынок с помощью создания своих изданий. Но есть еще и так называемый крупный бизнес, который присутствует на данной территории и, как правило, очень лоялен власти. Он вполне может брать на себя обязанности по содержанию подобных СМИ, отстаиванию интересов власти и по демпингу в отношении независимых СМИ. Экономические рычаги есть и, я думаю, они никуда не денутся.
Когда вы говорите о демпинге, имеете в виду, что СМИ, пользующиеся поддержкой регионального бизнеса или региональных властей, дешевле достаются потребителям?
Они вполне могут выходить на рынок с ценами в два раза ниже рыночных и таким образом отвлекать часть рекламы, часть доходов независимых СМИ.
Как будет развиваться ситуация в ближайшие годы и с учетом кризиса, и с учетом политической обстановки?
Говорят о второй, о третьей волне кризиса. Уже происходят изменения,
Вы считаете, что СМИ в регионах должно быть больше, чем сейчас?
Независимых СМИ да. Изданий в регионах очень много. Другое дело, что большинство из них финансово или организационно подчиняются либо власти, либо крупному бизнесу. К свободе прессе они не имеют отношения.
Источник: Радио Свобода