На пятничном неформальном саммите Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) в Астане президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана договорились выработать меры противодействия возможным угрозам в информационном и киберпространстве. Президент Узбекистана Ислам Каримов на саммит не приехал.
Из слов президента Белоруссии Александра Лукашенко следует, что выработать меру решили в связи с событиями в Северной Африке. Тема регулирования интернет-среды обсуждалась и на июньском саммите ШОС (куда входит и Китай) в той же Астане. Тогда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил ввести понятия «электронный суверенитет» и «электронная граница».
Кибербезопасность — один из приоритетов российской внешней политики, подтвердил журналистам в июле директор департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИДа Илья Рогачев. Он отметил, что есть большая разница между свободой слова и свободой пропаганды.
Вышедший в марте ежегодный доклад «Репортеров без границ» показал, что и без дополнительных мер члены ОДКБ осуществляют жесткий контроль за информсредой. Узбекистан причислен к «врагам интернета», а Белоруссия и Россия — к странам, ситуация в которых вызывает беспокойство. На прошлой неделе, по данным UzNews.net, правительство Узбекистана блокировало доступ к западным сайтам (Reuters, The New York Times) и десяткам российских. В Белоруссии многие оппозиционные сайты, чтобы продолжать работать, были вынуждены перерегистрироваться за рубежом, но это не спасает от хакерских и других атак, которые, по абсолютному убеждению граждан, проводят госорганы, говорит белорусский политолог Валерий Карбалевич. Впрочем, запреты не очень эффективны: многие пользователи находят способ заходить на сайт «Фергана.ru», запрещенный в Узбекистане, констатирует главный редактор сайта Даниил Кислов.
Источник: Ведомости