На украинском телерынке вспыхнул очередной скандал. Старожилы аналогового формата, контролирующие порядка 90% эфира, получили лишь жалкие крохи при распределении первых цифровых частот, уступив львиную долю никому не известным новичкам. Таким образом, за один день число общенациональных каналов в Украине выросло почти вдвое, что существенно накалит страсти в борьбе за передел рекламных денег.
Премьера сезона
На прошлой неделе Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания начал выдавать лицензии на вещание в первой цифровой сети МХ 4. Конкурс состоялся неделей ранее и стал одним из самых скандальных на телерынке за последние годы. Из старожилов эфира в цифровое пространство удалось прорваться лишь входящей в группу Виктора Пинчука компании «Телеодин» (М2) и «Интеру» Валерия Хорошковского, представившему новый проект «УНИАН-ТВ». Остальные восемь частот Нацсовет отдал темным лошадкам — новым компаниям, о которых рынок впервые услышал непосредственно на конкурсе («Футурама», «Ди.Ком», «Дютюэй», «Лайкс», «Эмпайер Бизнес Брокерс» и пр). Они представили на суд жюри проекты узкоспециализированных каналов «5:0» (футбол), «Цукор» (молодежный) и «Берегиня» (женский), «Классика» (культура), «Котигорошко» (детский), «Лайкс» (кино), «Мандрівник» (познавательный), «Штепсель» (юмористический).
Эксперты до сих пор теряются в догадках, кто же стоит за этими компаниями. Футбольный канал приписывают Ринату Ахметову, который давно изъявлял желание обзавестись спортивным медиа в эфире. Не так давно он получил лицензию на кабельный канал «Футбол», что, впрочем, не исключает заинтересованности в «цифре». Поговаривают также, что новые фирмы созданы как технические самими представителями Нацсовета или близкими к ним структурами с целью застолбить место в цифровом эфире, чтобы затем выгодно его перепродать. Пока эта информация реального подтверждения не нашла.
Поверить же в то, что в отрасль пришли случайные люди, не позволяет тот факт, что цифровое ТВ не дешевле аналогового. Только лицензия стоит больше 1 млн грн., не говоря уже о необходимости инвестировать в оборудование, программный продукт и, собственно, продвижение самого формата (на сегодняшний день доступ к «цифре», по данным GFK, имеют чуть более 7% телезрителей).
Поясняя неожиданное решение Национального совета, один из его членов, Игорь Курус, сказал «ДС», что они стояли перед выбором — отдать лицензии известным медиагруппам и способствовать дальнейшей монополизации эфира или же сделать ставку на новых вещателей. Исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета отмечает, что Нацсовет и ранее заявлял о желании лицензировать новые форматы, чтобы не допустить перенасыщения рынка. Эксперты поговаривают, что старожилы навлекли на себя гнев контролирующего органа, поскольку систематически нарушают языковое и рекламное законодательство.
Как бы то ни было, новые каналы должны выйти в эфир через два месяца со дня получения лицензии (таковыми были условия конкурса). «Будем надеяться, что к этому времени они не сменят владельцев», — говорит исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета Катерина Котенко.
Сбились со счета
Процесс «раздачи» только подтвердил прогнозы экспертов, что переход ТВ на цифровое вещание будет не гладким. «Уже первый этап распределения частот в один день перекроил украинский ТВ-рынок. Ведь количество общенациональных каналов увеличилось почти вдвое, что чревато сокращением доли старожилов и усилением борьбы за передел рекламных денег», — говорит представитель Национальной ассоциации вещателей Ольга Большакова.
И с активизацией процесса «оцифровывания» эфира накал страстей будет только повышаться, ведь ожидается выход на рынок порядка 100 ТРК. Впрочем, как быстро станет развиваться этот процесс и сколько новые медиамагнаты инвестируют в свои проекты, прежде чем нарастят интересное для рекламодателей число зрителей, пока неясно.
По идее, переход телевидения на цифровое вещание должен завершиться к 2015 г., что прописано в международных договоренностях, ратифицированных нашей страной. Однако уже сейчас понятно, что данный процесс нужно существенно ускорить. До 2012 г. планирует перейти на «цифру» Польша, и это грозит отечественным каналам потерей сигнала на приграничных территориях (почти вся Западная Украина). «Доступ к восточному региону может оказаться закрытым еще ранее, поскольку РФ заявила, что избавится от аналогового ТВ уже к 2010 г.», — поясняет г-жа Большакова. Участники рынка говорят, что цифровая трансляция глушит ближайший аналоговый сигнал.
Между тем перспективы развития «цифры» в нашей стране все еще остаются туманными. Существуют два альтернативных профильных законопроекта, разработчики которых — Нацсовет по ТВ и Минтранссвязи — до сих пор не могут решить, кто же будет контролировать процесс «оцифровывания» эфира (по сути, это единственная принципиальная разница между документами). Как следствие, в бюджете на текущий год средства на переход на цифровое ТВ не предусмотрены.
По словам г-жи Котенко, построение системы цифрового вещания может стоить порядка 5 млрд грн. Но, как отмечают в Нацсовете, бюджетных средств потребуется лишь 1,6 млрд грн., остальное готовы выделить коммерческие структуры, в том числе и сами каналы. Стоимость передатчика, позволяющего вещать пяти–десяти каналам, составляет около $50 млн, что, в общем, вполне доступно для ТРК, особенно если учесть, что они могут приобретать оборудование вскладчину.
Пока открытым остается вопрос, кто будет обеспечивать декодерами, без которых доступ к «цифре» невозможен, население. Эксперты уверены, что нынешняя стоимость техники (порядка $150) ставит под вопрос готовность большинства наших сограждан поддержать прогресс. По подсчетам Нацсовета, только на закупку декодеров для малообеспеченных украинцев потребуется не менее $400 млн.
Каналы признают: они готовы не считаться с затратами, лишь бы занять место в цифровом эфире. Заместитель директора департамента развития сети телеканала СТБ Дмитрий Пастушенко поясняет привлекательность новой технологии тем, что получивший доступ к передатчику автоматически выходит на 100%-ное общенациональное покрытие, которое в аналоговом варианте имеют разве что «Интер» или «1+1». Понятно, что столь обширная аудитория делает канал привлекательным для рекламодателей, которые ориентируются в первую очередь на количественные показатели ТРК.
Людмила Ксенз, «Деловая столица»
Источник: ЦЭЖ