Internews Kazakhstan

Как страна не изменила себе. КоммерсантЪ определил телелидера недели с 31 декабря по 9 января

Cоздан:   пн, 16/01/2012 - 14:34
Категория:
Тэги:

Все-таки телевидение в большом долгу перед своими зрителями. Благодарными, несмотря ни на что. Казалось бы, после просмотра хотя бы одного телевизионного «огонька» 31 декабря на каком-либо из трех главных телеканалов страны в этом году можно было ожидать абсолютного рейтингового провала новогодней ночи. Понятно, что есть многолетние традиции новогоднего стола, фоновое смотрение и другие производственные нюансы телевизионной социологии. Но когда видишь телевизионные показатели за 31 декабря, не устаешь удивляться стране, которая это смотрит и так реагирует.

Конечно, больше всего в Новый год смотрят «Первый канал» и «Россию 1». Кто самые активные зрители новогоднего телеменю? Тут сенсации нет: женщины от 25 до 60 лет. Вот они и есть самые благодарные зрительницы. На каждом из двух госканалов 31 декабря их было более 25%. 50% на двоих, что очень много! Но главная неожиданность 31 декабря в другом: в этот раз у телеэкрана было столько молодых людей, словно у них нет никаких других возможностей встретить Новый год. Среди тех, кому от 11 до 34 лет (а это, между прочим, целевая аудитория каналов MTV, «МУЗ ТВ», 2×2 — самых «молодых» наших каналов), 24% смотрело 31 декабря «Первый канал» и 22,6% — канал «Россия 1» (и тут около 50%). Более того, те категории зрителей, за которыми гоняются все телеканалы страны, потому что они (эти зрители) основные потребители товаров и услуг, рекламируемых в телеэфире, как миленькие в новогоднюю ночь сидели у телевизоров, словно их приворожили новогодние сетки государственных каналов. Я сейчас даже не о качестве. А о реакции людей, выраженной в рейтингах. Те, кому от 18 до 30, от 14 до 59, от 14 до 44 лет (то есть почти самые платежеспособные слои населения), 31 декабря составляли в среднем 25% зрителей на каждом из двух главных каналов. «Первый» активнее смотрели более молодые, «Россию 1» — люди старшего возраста.

В целевых же аудиториях главных каналов, где они напрямую конкурируют между собой, 31 декабря с небольшим перевесом выиграл вновь канал «Россия 1». Среди всех россиян старше 18 лет «Россию 1» смотрело 25,5%, «Первый канал» — 24,1%. У НТВ — вечное третье место с долей, почти тоже неизменной — 9%. И того — почти 60% выбрали три главных телеканала в последний день 2011 года. Это огромное количество людей, которое указывает на то, что телевизор, несмотря ни на что, является по-прежнему главным коммуникатором в стране. Потому что 31 декабря и 9 мая — два дня в году, когда телевидение тотально берет верх над всем. Вы же не станете сидеть в Новый год у компьютеров? Почти в каждой семье 31 декабря телевизор работает целый день, особенно вечером и ночью.

Теперь о президенте. Достаточно специфичное по части стилистики и артикуляции и последнее в должности президента новогоднее поздравление Дмитрия Медведева российскому народу также смотрели очень многие. Никто, похоже, и не стремился выключать телевизор в эти минуты уходящего года в знак протеста. Несмотря вроде бы на массовое недовольство властью, весьма показательно отраженное на прошедших как раз в декабре многотысячных митингах в Москве и других городах страны. Получается, что политика политикой, а Новый год — это Новый год.

В Москве на двух госканалах Дмитрия Медведева смотрели или слушали (в любой форме) 57,5% телевизионной аудитории, по стране в целом — 65,2%. Это почти столько же, сколько и в прошлом году. Тогда общая доля президентского поздравления в телеэфире составила 65,9%. Каждый год 31 декабря зрители традиционно стекаются именно на «Первый канал» смотреть бой курантов и предшествующие этому слова главы государства. В этом году на «Первом» таких зрителей стало даже больше. По стране новогоднее поздравление тут смотрели 38,7% аудитории, а его рейтинг составил 18,3% (в прошлом году рейтинг медведевской пятиминутки по стране был 16,7% с долей 37,4%). То есть почти каждый шестой россиянин, согласно телерейтингам, включил «Первый», чтобы послушать президента. На «России 1» по сравнению с прошлым годом количество телезрителей, желающих услышать Медведева, почти не изменилось. Их меньше, чем на «Первом»: доля 26,5%, рейтинг 12,5% (в прошлом лишь доля была чуть выше — 28,1%), но и это довольно заметно.

А знаете, кто больше всего слушал и смотрел новогоднее поздравление президента? Дмитрий Медведев, в отличие от Владимира Путина, может смело записать себе в зачет, что все-таки молодые и активные воспринимали его гораздо адекватнее. Среди тех, кто смотрел «Первый канал», самыми активными зрителями президентского поздравления 31 декабря были очень желанные для понятия «телевизионная аудитория» люди. Максимальный показатель среди тех, кто включил в 23:55 Дмитрия Медведева на «Первом канале», был у людей от 18 до 30 лет. Это 44% зрителей! Не припомню таких результатов в этой аудитории даже для Нового года. Более того, в среднем 40% аудитории «Первого», смотревшей президентское поздравление, были как раз те, кому до 45 лет. И такого я тоже не помню. В обычные дни вы едва ли найдете столько людей в этой редкостной в общем категории зрителей у экранов телевизоров.

Именно эти люди (до 45 лет) вновь стали и самыми благодарными зрителями не стареющей и не надоедающей «Иронии судьбы...» Эльдара Рязанова 31 декабря на «Первом канале». Ее по-прежнему в среднем смотрит более 27% зрителей, или каждый десятый житель страны. Не считая повтора 1 января. Но главным хитом 31 декабря уже какой год остается замечательная комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Она — лидер среди всех фильмов за десять дней новогодних каникул. В этом году ее показывал канал «Россия 1». «Иван Васильевич...» собрал 30% зрителей. И тоже в основном молодых. Комедии Гайдая вообще 31 декабря идут на ура. Тут тоже ничего не меняется много лет.

Про новогодние «огоньки» хочется писать меньше всего. В силу производственной необходимости мне пришлось отсмотреть все три проекта. На «Первом канале», «России 1» и НТВ. Если, конечно, всматриваться в отдельные номера и телевизионное производство в целом (но только не в новогоднюю ночь и не глазами среднестатистического зрителя), то понимаешь, что телевизионная индустрия на высоком уровне развития. А если смотреть эти «огоньки» в ночь с 31 декабря на 1 января, сидя у телевизора за праздничным столом, то впечатление от увиденного абсолютно удручающее. Как никогда начинаешь искренне радоваться тому, что больше десяти лет назад Борис Ельцин подписал указ о создании канала «Культура». Но 30% и даже 20% зрителей там все равно не будет никогда. Свои заветные 5% зрителей «Культура» на вечере с Владимиром Спиваковым получила. И это очень неплохо. Но новогодний «Голубой огонек на Шаболовке» на канале «Россия 1» выбрало... в шесть раз больше зрителей! А ведь не на аркане же этих людей тянут на такие «огоньки».

«Первый» в новогоднюю ночь вновь эксплуатировал «Оливье-шоу». Но оно уже просто вымерло как формат. Статично и уныло, хотя лоска по-прежнему больше, чем в студии на Шаболовке на конкурирующем канале. И ведь все равно верные 25% зрителей с рейтингом 10% (каждый десятый) «Первый канал» собрал. А у «России 1» четвертый год подряд с его «Голубым огоньком» уверенная победа в новогоднюю ночь. 32,1% с рейтингом 14,1% (почти каждый седьмой зритель страны) смотрят этот балаган 31 декабря. Причем, что показательно, это очень осознанный выбор зрителей. До полуночи конкуренция между «Первым» и «Россией 1» шла плотно. Около 23:52 люди резко начали стекаться на «Первый» (вот непреодолимая, видимо, магия первой кнопки), чтобы там смотреть бой курантов и поздравление президента. И имея приличную фору в процентном соотношении перед «Россией 1», «Первый канал» не смог ее удержать. К половине первого ночи большая часть зрителей ушла смотреть «Голубой огонек на Шаболовке» и там и осталась до глубокой ночи (по стране в два часа ночи разница доходила до 10% доли в пользу «России 1»).

Канал НТВ как всегда вовсю использовал Максима Аверина в своем проекте «Очень Новый год» и ожидаемо собрал по стране около 8%. И несмотря на бессмысленность конкуренции 31 декабря с госканалами, НТВ все равно снимает почти четырехчасовое шоу с тем же составом кочующих новогодних артистов, что на «Первом» и «России 1».

И еще из деталей новогодних огоньков. На «Первом» в этом году уже не было частушек в исполнении анимационного тандема Путин-Медведев (а они в общем украшали «Оливье-шоу»), а «Голубой огонек на Шаболовке» впервые за долгие годы обошелся без Аллы Пугачевой. Главной певицы страны вообще не было ни в одном новогоднем телепроекте. Злые языки это тут же увязали с тем, что в начале осени Пугачева резко высказалась против Владислава Суркова. Вот и воздержались телеканалы от ее появления в новогоднюю ночь. Ну а почему мультяшные Владимир Путин и Дмитрий Медведев с бубном и гармошкой, дружно пританцовывая, в этот раз не появились в национальном телеэфире, можете додумать сами.

В этом году удача как никогда улыбнулась сетевым каналам. У СТС уже несколько лет не было таких высоких рейтингов у шоу в новогоднюю ночь. «Уральские пельмени» принесли в целевой аудитории СТС (от 6 до 54 лет) по стране от 8% до 10% зрителей. Новогодний «Комеди Клаб» на ТНТ в этой же категории зрителей смотрели 11—12%. И даже «Легенды „Ретро FM“» на РЕН ТВ собрали более 5%. И во время каникул несколько раз РЕН ТВ и СТС выходили на вторые и третьи места, оставляя позади тот же НТВ и «Первый канал», собирая рейтинги выше, чем в прежние годы. На РЕН ТВ снова в лидерах Михаил Задорнов и разные «фантастические» истории. А на СТС зрителей держали мультики. Безусловно, удручает рейтинговый показатель проекта «Юмор года», который, казалось бы, канул в Лету. Но канал «Россия 1», достав, словно из нафталина, намеренно поставил его в разгар вечера 1 января. И на этот набор несмешного юмора (если не сказать больше) тут же клюнули 24% зрителей, или почти каждый десятый россиянин.

Но самым впечатляющим рекордом и очень показательным для характеристики взаимоотношений наших зрителей и телевидения является рекорд ТНТ. 9 января, в последний день новогодних каникул, впервые этот канал стал самым популярным в стране, обойдя три главных канала на их же поле, в аудитории старше 18 лет (про молодых зрителей я уже не говорю, там отрыв ТНТ вообще огромный). Спросите, что такое было в эфире, что страна прильнула к экранам ТНТ? Ничего нового: почти целый день там шла «Битва экстрасенсов», а поздно вечером «Дом-2». Вообще-то это уже диагноз.

Арина Бородина



Источник: КоммерсантЪ