В прошлом году под эгидой Общественного фонда “Гражданское общество” начала работу Вечерняя гражданская школа. Проект достаточно интересный и неординарный, достаточно сказать, что возглавляет его Сергей Дуванов, а задействованы в нем очень многие известные политики, политологи, журналисты и общественные деятели страны. Мы встретились с руководителем проекта и поинтересовались подробностями деятельности данной школы.
- Проект называется “Вечерняя гражданская школа”. В чем его суть?
- Целью Школы является формирование у слушателей активной гражданской позиции. Ставится задача – ну если не привить или стимулировать гражданственность, то, по крайней мере, убедить слушателей, что без этого не будет цивилизованного, экономически процветающего Казахстана. Понимаю, что замахнулись на очень большое и на первый взгляд не подъемное дело. Но на самом деле все проще: наша работа что называется “в струе” общей тенденции. Дело в том, что процесс гражданизации общества это процесс объективный. Сама жизнь заставляет людей задумываться о происходящем, отрывать задницы от диванов и все активнее заниматься защитой своих прав. В этом контексте люди приходящие в школу, как правило, уже созрели для того, чтобы воспринять предлагаемые им ценности демократии, гражданского общества, правового государства. И наша задача направить их устремления в нужное, цивилизованное русло.
А Вечерней наша школа называется потому, что работает по вечерам, после работы. Это сделано для того, чтобы люди могли ходить к нам без ущерба для основной деятельности.
- А чему и как, собственно говоря, учат в Школе?
- Каждое занятие построено так. Каждый лектор читает лекцию на определенную тему, а затем происходит обсуждение поставленной им проблемы. То есть, предполагается не только получение информации, но и высказывание слушателями своих мнений. Часто это перерастает в бурную дискуссию. И вот этот момент принципиально важен. Одной из задач Школы является научить критически воспринимать мнения, какими бы они не были авторитетными. Гражданин должен иметь свое мнение и уметь его отстаивать. Скажем, рассказывает Алессандро Лиамини (советник Еврокомиссии по политическим вопросам) о гражданском обществе Италии, естественно ему начинают задавать вопросы. И тут же возникает обсуждение в режиме “а как у нас”? Вот тут то и скрещиваются различные мнения и подходы. А в спорах, как известно, рождается, ну если и не сама истина, то, по крайней мере, понимание, что не все так однозначно. То есть мы стараемся построить процесс обучения на дискуссии. А, учитывая, что лекторы у нас очень разные в идеологическом плане, то слушателям приходится сталкиваться порой с прямо противоположными точками зрения об одном и том же. То есть, опять же приходится думать, выбирать, сопоставлять, одним словом напрягаться и принимать решение. А ведь это очень важно – научить принимать решение.
Но и это еще не все. В конце каждого курса проводится ситуационная деловая игра “Самбо” (Самозащита Без Оружия), в рамках которой слушатели, попадая в определенные ситуации, должны продемонстрировать свою гражданственность, найти адекватные решения возникших проблем, которые очень напоминают проблемы из нашей сегодняшней жизни. Это своеобразный тренинг в условиях приближенным к реалиям и не все слушатели проходят это испытание успешно.
- В вашей школе читают лекции достаточно именитые люди. Достаточно назвать такие имена как Атабаев, Жакиянов, Ауэзов, Жовтис, Кожахметов, Ергалиева, Своик. По сути - весь политический бомонд страны. Причем обращает внимание заметный крен в сторону оппозиции. Чем вызван такой подбор?
- Начнем с того, что в числе лекторов школы не только люди критически настроенные к власти. Много таких, кого трудно заподозрить в оппозиционных настроениях. Их большинство. Это политологи Санат Кушкумбаев, Досым Сатпаев, журналисты Сейтказы Матаев, Ибраш Нусупбаев, Ярослав Разумов, Эдуард Полетаев, Владимир Рерих. И уж совсем нейтральные – Дариуш Зитек (Фонд Сорос-Казахстан) и Алессандро Лиамине (Еврокомиссия). Это, во-первых.
Во-вторых, наша школа – это не агитационная политическая площадка. Это именно школа где учат демократии, учат гражданственности и в этом плане все лекторы (а они все люди достаточно порядочные) строго выполняют установку: не тянуть одеяло на себя. Их задача, через призму своего понимания гражданского общества, зажечь “искру божью” в нашем случае искру гражданственности в слушателях. И я вам скажу, что в большинстве случаев это удается.
И главное, почему в качестве лекторов мы выбрали именно этих людей. При всей разности подходов к оценкам действительности (порой диаметрально-противоположных) все они имеют четкую гражданскую позицию. Это основной критерий. Эти люди состоялись не только как политики, журналисты, политологи, ученые. Они все граждане с большой буквы и соответственно им есть что сказать слушателям.
- Предположим, что действительно слушатели “заряжаются” гражданственностью в вашей школе. Ну и что из этого. Они получают ваш сертификат, а дальше. Как это влияет на ситуацию в стране? Какой прок от того, что у очередных 30 казахстанцев открылись глаза, и они осознали, что нужно что-то делать?
- А вот это зависит уже от этих 30 человек. От их активности, целеустремленности, смелости и, если хотите, упертости. Главное, что они осознали себя гражданами в этой стране, а не подданными. Это очень много.
И второе, это то, что каждый месяц в стране таких Граждан с большой буквы становится на 30 человек больше. Понятно, что одной такой школы для Казахстана не достаточно. Нужны десятки, а лучше сотни школ, формирующих активную гражданскую позицию. Вот тогда можно будет говорить о влиянии этой работы на ситуацию в стране. Сегодня это только начало. И неплохо было бы, чтобы другие организации занялись такого рода работой.
- В своих статьях Вы постоянно пишете о не реформируемости власти, об отсутствии подвижек в сторону демократии, и в то же время полны оптимизма в отношении перспектив работы на демократию. Более того, сами этим увлеченно занимаетесь. Вам не кажется, что здесь есть определенное противоречие?
- Нет здесь никакого противоречия. Потому и занимаюсь вопросами гражданского общества, что понимаю, что ждать демократии сверху бесперспективно. Власть не заинтересована в ней. А коль так, то самим нужно шевелиться. Демократия в нашей стране придет не сверху, а снизу. Это уже очевидно. Провайдером демократии в Казахстане должно стать само общество, точнее гражданское общество. И наша задача этот процесс ускорить. Для этого и нужны такие школы.
- Хорошо звучит. Но голая арифметика подсказывает, что такими темпами (30 человек в месяц) ждать придется очень долго.
- Правильно. Если сидеть ждать и сокрушаться, что люди еще не созрели – то долго. А если, работать в этом направлении, причем всем, кто об этом постоянно говорит, то все получится куда быстрее. Только нужно понимать, что работой здесь являются не декларации, не лозунги, не дежурные тусовки, а работа с конкретными людьми, образно говоря – обращение их в свою веру. И главный результат такой работы – это люди, переставшие быть подданными и ставшие гражданами. Понимаю, что звучит слишком патетично, но иначе здесь не скажешь.
- Вы большой оптимист…
- А по другому нельзя. Да и потом почему им не быть, если и так ясно, что будущее все равно за демократией, за гражданским обществом. Как можно без оптимизма и уверенности в успехе заниматься нужным и, по сути, беспроигрышным делом.
- Что ж, успехов вам в этой работе. Откровенно говоря, мне симпатично то, чем вы занимаетесь в вашей школе... Чем бы можно помочь вам в вашей работе?
- У нас новый набор в школу и для всех заинтересовавшихся нашей школой вы могли бы дать телефон для справок (в Алматы) – 260-13-68. Это и будет вашим посильным вкладом в становление гражданского общества.
- Хорошо! Спасибо за интервью.
Гимран ЕРГАЛИЕВ
Источник: Zona.kz