Internews Kazakhstan

Литые 90-е. Канал MTV объяснится в любви к тем годам, которые телевидение последнее время называло лихими

Cоздан:   ср, 15/09/2010 - 14:21
Категория:
Тэги:


 
Рожденные перестройкой вспомнят о годах своего детства, пришедшихся на 1990-е. Канал MTV для своих зрителей запускает с 25 сентября проект «Поколение MTV. Мы любим 90-е». Уже снято 10 программ о стиле, кино, шоу-бизнесе, музыкальных группах, школе и даже продовольственных продуктах последнего десятилетия ХХ века. И, скорее всего, будут сняты еще несколько серий. Закончится все 27 ноября в Санкт-Петербурге «Супердискотекой 90-х с MTV» (подобная дискотека, на которой можно было приобрести акции АО «МММ», часы «Электроника», лосины, варенки, пионерскую атрибутику, прошла весной с большим успехом, что навело канал на мысль сделать еще и программу о 90-х годах).

И это все так бы и осталось забавой молодых, если бы не тот факт, что последнее время ничего хорошего о 90-х годах с экрана телевизора мы не слышали. Одни каналы вообще стараются не вспоминать о них (особенно о том, что связано с революционными событиями начала 90-х и политиками той демократической эпохи, сильно отличающимися от нынешних). Другие добились того, что за 90-ми надежно закрепилось определение «лихие».

Корреспонденты «Огонька» побывали на записи программы «Поколение MTV. Мы любим 90-е» — выпуск о телевидении того времени — и поговорили с создателями и героями передачи.

Юлия Ларина

Детство. Отрочество. Жвачка

На стенах клуба, где проходили съемки, были развешаны рекламные плакаты: «Санта-Барбара», «Рэмбо-4», «Элен и ребята»... Среди публики выделялся человек-эпоха: небритый качок в малиновом пиджаке и тренировочных штанах с лампасами, с золотыми цепями на груди и с большим мобильником в руках. Начала записи ждали герои программы: Владимир Пермяков (актер, сыгравший Леню Голубкова), Юлия Малиновская (в 90-е — девочка, которая вместе с Юрием Николаевым вела «Утреннюю звезду»), Доминик Джокер (музыкант и продюсер, прежде — участник популярной группы «2×2») и Валдис Пельш (некогда ведущий передачи «Угадай мелодию»). Угадайте, кого из них вы не увидите в программе? Валдиса Пельша — ему надо было уйти пораньше, а подготовка к записи затянулась. Но мы успели спросить Валдиса о том, какое впечатление у него осталось от 90-х?

— Это лучшее время на телевидении, — сказал телеведущий. — Даже не в плане свободы самовыражения и самореализации, а в плане ощущения какого-то очень яркого действа. Вдруг в нашу жизнь пришло то, чего у нас не было. То, чего мы, как выяснилось, очень хотели. Я в 1990 году начал заниматься телевидением и к 1995-му дорос до ведения программы «Угадай мелодию». Для меня это были годы, в которые мне удалось реализовать то, о чем я говорил своим домочадцам, когда мрачно смотрел телевизор: что все козлы, а я гений.

Почему канал MTV любит 90-е, «Огоньку» объяснила продюсер проекта Татьяна Миронова:

— Наша аудитория очень сильно отличается от аудитории других телеканалов. Для нее 90-е — это безоблачное детство, полное ярких эмоций. Раньше были жвачки «Рот Фронт», а потом появилось многообразие жвачек: Turbo, Love is... Появилась Herschi-Cola, «Макдоналдс», в конце концов. Это одно из самых ярких социальных явлений 90-х. Ни в одной стране мира люди не брали с собой еду, чтобы выстоять в многочасовой очереди, прежде чем попасть в «Макдоналдс». Мне было в середине 90-х 10 лет. Я слушала «Иванушек International», моя комната была завешана плакатами группы Backstreet Boys. О том, что родители сталкивались с какими-то проблемами в бизнесе, меня, по большому счету, не волновало, потому что у меня были совсем другие жизненные ценности. Как раз в 90-е к нам пришла классная музыка, MTV — это же было событие вселенского масштаба для каждого подростка. Наша программа не рассказывает о том, как, черт побери, было плохо жить. Мы не затрагиваем те неприятности, которые коснулись взрослых в 90-е. У нас все самое положительное, что можно извлечь из того периода.

Воспоминания зрителей, которые пришли на программу, оказались схожими: собирали фантики и вкладыши от жвачек, смотрели сериал «Элен и ребята»...

— Я помню, мы купили видеоплеер, — рассказала нам девушка Нина. — И он был единственным в доме. Мне папа сказал: «Никому не говори». А я пошла и всем рассказала. У нас собирались все соседи. Было очень весело. Хочется вернуться в детство.

И только на наш вопрос: «Но вы же не могли не замечать сложностей, с которыми сталкивались тогда ваши родители?» — начали вспоминать и другое.

— Да, у папы на работе начались сокращения, и он занялся домом, а мама работала одна и тянула всю семью, — рассказала зрительница Татьяна. — Трудности испытывали, конечно. И шить самим приходилось, рукоделием занимались. Но все равно детство оставило самые приятные воспоминания.

Не халявщик, а драматург

«Наша программа для тех, кто еще помнит черно-белые телевизоры», — начали передачу ее ведущие Ольга Шелест и Антон Комолов. Они вместе со зрителями и гостями вспомнили программы того времени: «Про это», «Любовь с первого взгляда», «Акулы пера», «Зов джунглей», «L-клуб», «Музобоз»... И правильно сделали, потому что проекты и их названия в голове уже перемешались и превратились в какой-то сумбур вроде «Элен и ребятам о зверятах». Потом посмеялись над мыльными операми. Много мыльной воды утекло с тех пор, как нам показали «Рабыню Изауру», «Богатые тоже плачут», «Просто Марию», «Дикую Розу» и, конечно же, «Санта-Барбару».

Но главное: те, у кого на 90-е выпало детство, — это первое поколение в нашей стране, выросшее на телевизионной рекламе. Всплыла в памяти реклама жевательных конфет Mamba («Все любят Mamba, и Сережа тоже»), «Союзконтракта» (куриные окорочка летят на юг), Московского вентиляторного завода («Всем пора, всем пора с вентиляторным заводом заключать договора») и даже водки «Белый орел».

— Почему мы любим 90-е годы? — объяснил в программе актер Владимир Пермяков, создавший образ Лени Голубкова, ставшего символом рекламы того времени. — Это исторические, революционные годы. У нас ведь тогда были сплошные революции. Не только в политике, но в искусстве, в сексе... Даже в рекламе была революция. Раньше одну рекламу снимут, и месяцами крутят ее. А Бахыт Килибаев, режиссер рекламы МММ, сделал рекламный сериал. Ролики МММ, так же как и банка «Империал», смотрели как художественный сериал.

Актера Пермякова, по его словам, та рекламная кампания не обогатила. («Я как был нищий, так и остался. За первый ролик получил меньше 100 долларов, потом платили 200—250 долларов за съемочный день, а съемки были раз в месяц».) С одной стороны, она сделала его необычайно популярным («Представляете, я по опросам был „Человеком 1994 года“ и опередил не только нашу Примадонну Аллу Борисовну с Филей, но и самого президента Ельцина»). Но, с другой стороны, образ Лени Голубкова помешал его актерской карьере («Многие киношники говорили мне: „Ой, Володя, ты такой популярный, узнаваемый“. То есть тебя нельзя снимать. Представляете, какая разница с Западом. Там Луи де Фюнес засветился в „Фантомасе“, и для него стали писать сценарии»).

Владимир Пермяков стал сам писать для себя. Причем как раз о 90-х годах.

— Это был для страны переход из социализьма в капитализьм, — объясняя нам, актер так и сказал — через мягкий знак. — Когда люди подстраивались к капитализьму, исходя из своих возможностей, интеллекта и внутренней культуры. Я написал две пьесы о тех лихих 90-х годах: «Перестройка» (у людей произошла внутренняя перестройка) и «Рождение младенца», что значит «рождение России» — новой, духовной. «Перестройка» под названием «Младенец» в прошлом году вышла. Мы отыграли премьеру, но место, где она шла, закрыли на ремонт, а осенью нас туда не пустили. Пьеса «Рождение младенца» — это обобщение нашей истории тех лет. Мы не построили коммунизьм, потому что мы строили его без Бога. Когда я прикоснулся к религии, я понял, в чем ошибка коммунистов.

— То есть вы считаете, — уточнили мы, — что правильная формула: коммунизм плюс религия?

— Может быть какое-то сочетание. Хотя коммунизм — это тоже религия. Вряд ли они могли ужиться. Но это зависело от нашего правительства. Можно было бы найти компромисс. Такого бардака бы у нас не было, потому что религия дисциплинирует.

Актер Владимир Пермяков в перерывах между думами о России снялся в картинах «Русский шоколад», «Брат и сестра» и в сериале «Обручальное кольцо». А сейчас его пригласили в рекламу одежды и обуви, то есть он уже будет не покупать жене сапоги, как в 90-е, а продавать их.

Виртуальный ретро-град

Канал MTV не претендует на объективное освещение событий 90-х годов (да и требовать этого от молодежного музыкального канала было бы странно).

— Наша передача для молодых людей, — говорит креативный директор компании «Гайд Парк», производящей для MTV программу, Кирилл Иванов. — В ней не так важно разобраться с тем временем. Хотя вроде бы, если ты в прошлом своем разобрался, можешь дальше куда-то двигаться. Но ведь Россия в целом с 90-ми не разобралась вообще — лихие они или свободные?

В передаче все-таки упомянули программы «Куклы», «Взгляд», вспомнили, как Жириновский плеснул соком в Немцова. Вот, собственно, и все о политике. Да еще в одном из сюжетов прозвучала фраза: «В то время, когда Россию-матушку мотали из стороны в сторону политические хитросплетения и экономические неурядицы, сериал был той национальной идеей, которая ежедневно объединяла всех граждан нашей необъятной Родины. Хотя бы у экранов телевизора».

На канале отмечают, что программа «Поколение MTV. Мы любим 90-е» — «это не просто ностальгия по ушедшему времени, которая бывает у каждого поколения, это ностальгия по самому мощному и яркому времени последних 50 лет в жизни страны».

— Мы фиксируем очень важный тренд: ретро для молодых, — продолжает 26-летний Кирилл Иванов. — Раньше люди начинали ностальгировать в 50 лет, до этого в 60. А теперь человек уже в 25 считает, что самое интересное время в своей жизни он прожил когда-то давно. Потому что жизнь тяжелая, потому что больше рефлексии. И мы пытаемся как-то на этом сыграть. Наша передача в большей степени не про смыслы, а про атмосферу. У нас это, безусловно, атмосфера праздника. Ощущение свободы, легкости — вот что мы хотим передать о 90-х. Такими их помнят большинство молодых людей.

Ну что ж, видимо, на MTV 90-е получатся такими гладенькими, литыми. А впадать в детство нынче начинают, едва выйдя из него.

Источник: КоммерсантЪ - Огонек