Одной из важных тенденций в управлении государственной собственностью в Казахстане стало создание холдингов. Не обошла она и сферу массовой информации. В прошлом году был создан национальный информационный холдинг «Арна Медиа». Какие новации в работу государственных медиа привнес он? Чего удалось добиться за истекший год? На эти и другие вопросы отвечает председатель правления холдинга «Арна Медиа» Ерлан БАЙЖАНОВ.
- Холдинг «Арна Медиа» уже год на рынке...
Строго говоря, чуть меньше. Мы считаем точкой отсчета 29 ноября прошлого года, когда состоялось первое заседание совета директоров и были приняты первые решения.
- О чем они были?
О стратегии. Были утверждены основные приоритеты деятельности холдинга. Мы стали рассматривать государственные медиа не только как политический ресурс или идеологический инструмент государства, но и как бизнес-активы. Оценивать их в терминах экономической конкуренции, позиционирования на рынке, эффективности маркетинга. Уже первые решения холдинга были нацелены на ключевую задачу внедрить в работу государственных СМИ эффективную модель корпоративного управления и стратегического менеджмента.
- Насколько это важно для газет и телевидения?
Это было неважно в советские времена, когда печатный станок мог напечатать сколько угодно и дензнаков, и тиражей.
Надо сказать, что принцип дотирования прессы и телевидения
Но наступил кризис. Надо считать каждый тиын и думать о том, как зарабатывать, как удержаться на рынке. Далеко не все из компаний, вошедших в холдинг, имели представление, как этого добиться. Но нам удалось внедрить в своих компаниях основные инструменты инвестиционного и бюджетного планирования, транспарентности финансовой информации, а также необходимые институты корпоративного управления. Это очень важный результат.
- Вы упомянули кризис. Он затронул компании холдинга?
Наш основной источник дохода оказание информационных услуг государству. А оно надежный заказчик. Благодаря этому все компании работают стабильно. Но при этом стали изучать рынок, жить по средствам, урезали все лишние расходы, провели сокращения. По итогам года хотим выйти с прибылью по группе компаний. Создание холдинга было очень своевременным, удалось смягчить влияние кризиса.
Больнее всего кризис ударил по доходам от рекламы. Реально этот рынок просел на 40%, хотя эксперты в начале года предрекали меньшее падение. Особенно существенно сократились объемы рекламы в печатных изданиях. Благодаря консолидации рекламной деятельности в специализированном сэйлс-хаусе холдинга мы удерживаемся в плановых показателях, которые предусматривали падение в среднем на четверть. Мы уже стали крупным игроком на рекламном рынке, твердо удерживая долю телесмотрения на уровне 20%.
- Телевидение самый привлекательный медийный ресурс для рекламодателей. Как вы оцениваете работу государственных телеканалов?
В целом позитивно. Эта оценка базируется на рейтингах телесмотрения. Особенно хорошо продвинулся телеканал «Казахстан», его рейтинг вырос почти в два раза с 3,5 до семи пунктов. А отдельные продукты телеканала начинают выходить в лидеры рейтинга.
У телеканала «Ел арна» тоже очевидный прогресс. Это результат появления в эфире нескольких новых интересных, свежих программ. Можно сказать, что «Ел арна» активно формирует свою аудиторию.
У «Хабара» тоже стабильная аудитория. Телеканал смотрят главным образом госслужащие, политическая элита и крупный бизнес, чтобы быть в курсе главных политических новостей. Мы заказали специальные исследования аудитории в городах с населением менее 50 тыс. человек, чтобы получить реальные телевизионные предпочтения населения, живущего за пределами областных центров. Эти данные помогут улучшить программную политику наших телеканалов.
- К сожалению, наш зритель все еще предпочитает смотреть российские каналы, а не казахстанские. Что делается для того, чтобы наши телеканалы стали популярнее? Чего ждать телезрителям в новом телевизионном сезоне?
Для нас новый сезон начался весной, когда серьезно обновились телеканалы «Казахстан» и «Ел арна» и появились десятки новых передач.
С самого начала мы взяли курс на специализацию каналов. Это не наше ноу-хау. Возьмите, к примеру, российскую ВГТРК ни один из пяти ее телеканалов не похож на другой. Сугубо новостной канал
Такая тематическая дифференциация позволяет каждому из каналов получить свою устойчивую аудиторию. Мы должны идти к этому. «Хабар» должен развиваться как информационный канал, уделять большое внимание модернизации новостей и аналитических программ. «Ел арна» в большей степени молодежно-познавательный, развлекательный канал. «Казахстан» видится как общественный канал с широким спектром зрительских интересов.
К осеннему сезону наши каналы закупили новинки российской и зарубежной кинопродукции. Абсолютное большинство фильмов премьеры в телеэфире Казахстана. В осеннем сезоне начинается также показ документального цикла «Лики Евразии», эксклюзивный показ новинок киностудии «Казахфильм». На телеканале «Ел арна» готовится к эфиру первый национальный проект «Игры Великой степи». Команды будут соревноваться в различных играх и соревнованиях, которые издревле пользовались большой популярностью у казахского народа. Также будет запущен оригинальный формат «Хан of Дастархан» с участием сборной Казахстана по КВН. «Казахстан» запускает телепроекты собственного производства, среди которых «Екі Жулдыз», «Ара», «Роза Рымбаева шакырады», «Сен сулу», «Ауыл».
Хорошая новость для любителей футбола: холдинг приобрел эксклюзивные права на трансляцию матчей Лиги чемпионов УЕФА и Лиги Европы УЕФА. Большой европейский футбол возвращается на главные телеканалы страны «Хабар» и «Казахстан».
- Холдинг «Арна Медиа» определен официальным вещателем предстоящих в 2011 году зимних Азиатских игр. Что делается на этом направлении?
Мы давно готовы приступить к этой работе. Но пока нет ясности во взаимоотношениях с исполнительной дирекцией оргкомитета Игр. До сих пор ведем переписку, хотя все сроки уже прошли.
- Вернемся к теме прессы. Невооруженным взглядом видны изменения, которые произошли в дизайне газеты «Казахстанская правда» и сайта информационного агентства «Казинформ». Но это пока внешние изменения, а будут ли внутренние?
Наши цели не только техническая модернизация и коммерческая эффективность компаний холдинга, но и качественный информационный контент. Современный,
Всеобъемлющее, оперативное и ответственное информирование аудитории о политических, экономических, общественно значимых, культурных событиях в Казахстане и за его пределами такую задачу мы ставим перед нашими СМИ. И я уверен, что они с ней справятся.
Агентство «Казинформ» оперативно запустило новый информационный продукт инфографику. Это эффективный метод работы с информацией. Коротко и наглядно представляя важные, в первую очередь экономические, события, мы помогаем нашему потребителю легко и быстро разобраться в большом потоке информации.
Запущен также такой продукт, как региональные ленты новостей, где аккумулируется исчерпывающая информация о событиях, происходящих в каждом из регионов страны.
Современные тенденции развития печатной прессы таковы, что главным в газете стала не новость, которую уже передали агентства и показали по ТВ, а качественный анализ событий. Газета вновь отвоевывает своего читателя у ТВ, а теперь еще и у Интернета, и помочь выиграть в этой тяжелой борьбе может только интересный контент.
К слову, в наших планах серьезно увеличить международную тематику в наших изданиях. Но мы столкнулись с острым дефицитом журналистов-международников.
Государственная газета это ежедневный навигатор читателя в коридорах власти, раскрывающий суть работы государственных органов. Подчеркиваю, ежедневный. В тяжелые
- Какие ближайшие планы у холдинга?
В группе компаний «Арна Медиа» запускается процедура «дью-дилидженс», по итогам которой мы получим объективную оценку рыночной стоимости наших компаний, глубокий анализ имеющихся рисков, качественные рекомендации по развитию медиа-активов. Это очень важно с точки зрения стратегических перспектив развития холдинга.
Есть и неосвоенные направления, до которых пока не дошли руки. Готовимся начать перемены на наших радиостанциях, а также в сегменте малых печатных изданий казахскоязычных газетах и журналах, входящих в компанию «Казак газеттері», а также группе детских изданий «Жас оркен».
Отдельная тема внедрение цифрового телевидения. Холдингом предложена Концепция по внедрению и развитию цифрового вещания, разработан комплексный план по ее реализации. К сожалению, в условиях кризиса пока нет возможности для полномасштабного бюджетного финансирования этого проекта. Хотя, как мы считаем, его можно реализовать за счет кредитных или инвестиционных ресурсов.
Но уже в нынешнем году мы хотим приступить к реализации проекта непосредственного спутникового вещания, чтобы обеспечить всю территорию страны, включая отдаленные и малые населенные пункты, как отечественными телевизионными программами, так и пакетом популярных зарубежных телеканалов. Для этого мы объединим ресурсы и опыт наших телекоммуникационных компаний «Казтелерадио» и КАТЕЛКО.
Внедрение цифрового вещания освобождает частотный ресурс, ведет к расширению телевизионного рынка в целом. Появится возможность создавать новые телеканалы. В будущем мы хотели бы создать ряд новых нишевых каналов детский, культура, спорт, анимационный.
Изучаем возможность выхода на рынок дистрибуции и розничной продажи прессы. Речь идет о создании сети издательских домов, которые комплексно смогут решать вопросы печати, доставки и распространения изданий, причем не только государственных.
Планов много, и все они направлены на качественный рост казахстанского медиа-рынка и его конкурентоспособности. В выигрыше должен остаться каждый казахстанец.
Азамат БАЙГАЛИЕВ
Источник: Казахстанская правда