13 апреля в Таразском городском суде № 2 продолжились предварительные слушания по делу главного редактора газеты «Алма-Ата ИНФО» Рамазана Есергепова. Параллельно суд рассматривает уголовное дело в отношении главы компании «БМ», таразского предпринимателя Султана Махмадова, охранников компании Е. Сандыбаева и В. Винявского. При этом защитник журналиста, обвиняемого в разглашении госсекретов, не имеет, по словам супруги подсудимого Раушан Есергеповой, допуска к работе с секретными материалами.
Напомним, что уголовное дело в отношении Рамазана Есергепова было заведено еще 27 ноября 2008 года по статье 172 (незаконное получение, разглашение государственных секретов), ч. 3, УК РК (собирание сведений, составляющих государственные секреты, путем похищения документов, подкупа или угроз в отношении лиц, владеющих государственными секретами) после публикации в газете «Алма-Ата ИНФО» служебной переписки органов КНБ.
Сначала редактор издания проходил свидетелем по уголовному делу таразского бизнесмена Султана Махмадова. В доме у главного редактора еженедельника, который одновременно является и редакцией, прошел обыск. Следователи КНБ пытались выяснить, как журналист получил в свое распоряжение секретные материалы. Г-н Есергепов от оперативных работников "ушел" и ненадолго скрылся на территории консульства США в Алматы.
Позднее сотрудники департамента КНБ по Жамбылской области перевели задержанного в СИЗО города Тараза, дело переквалифицировали на 4-ю часть той же статьи (деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли наступление тяжких последствий), которая предусматривает более серьезное наказание.
Кроме того, 5 января нынешнего года против Есергепова было возбуждено еще одно уголовное дело — по статье 228 УК РК (использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства).
Теперь дело дошло до суда. Процесс проходит в закрытом режиме, так как на нем будут рассмотрены вопросы, касающиеся госсекретов.
Вначале адвокатом Есергепова в Таразе был Валерий Исайков, который старался не комментировать ход следствия. Сейчас журналиста защищает Анжела Ажигулова, но у нее нет допуска к госсекретам. По словам супруги Рамазана Есергепова Раушан, главная проблема на сегодня — отсутствие квалифицированного адвоката, который имел бы допуск к госсекретам. Без этого весьма сложно представлять интересы редактора в суде. Сам же Рамазан Тохтарович чувствует себя неважно, но «находится в боевом расположении духа».
Между тем суд отклонил целый ряд ходатайств со стороны защиты.
Так, отклонены ходатайства адвоката Рамазана Есергепова об изменении меры пресечения в отношении его подзащитного, об определении пределов гласности (была просьба «рассекретить» материалы дела) и об отмене уголовного преследования в связи с отсутствием состава преступления.
Аналогичные ходатайства поступили судье и от других обвиняемых по делу. Они также были отклонены.
Суд назначил начало главных слушаний на 23 апреля. По мнению правозащитников, журналист может отделаться штрафом, но максимальное наказание, которое грозит ему в рамках предъявленных обвинений, — это 8 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
- Наказание может быть слишком серьезным для этого «раздутого» дела, — считает правозащитник, президент ОО «Таразский инициативный центр» Светлана Бейсова. — Ведь в самом опубликованном письме КНБ нет никаких сверхважных государственных секретов. Скорее мы имеем дело с показательным процессом с политической подоплекой, чтобы журналисты знали, чем может обернуться сотрудничество с оппозиционными силами. Правозащитным организациям и журналистам необходимо и дальше активно защищать журналиста, которому предъявляют чрезмерно жесткие обвинения.
Источник: ЦЭЖ