Публикация внутренней переписки сотрудников КНБ не нарушает закона «О госсекретах». Поэтому возбуждать уголовное дело надо не против редактора Рамазана Есергепова, а по факту злоупотребления своими полномочиями со стороны должностных лиц КНБ, незаконно засекретивших сведения. К такому выводу пришел известный казахстанский юрист Сергей Уткин, проанализировав, по просьбе «Республики», материал газеты «Алма-Ата ИНФО», ставший поводом для уголовного преследования журналиста.
Вот как прокомментировал суть вопроса Сергей Уткин:
- Я внимательно прочитал секретное письмо, опубликованное в газете «Алма-Ата ИНФО». Действительно, ничего секретного в нем не видно. Вообще, в Законе «О государственных секретах» приведен исчерпывающий перечень сведений, относимых к госсекретам. На основе закона в каждом ведомстве разрабатывается свой перечень секретных сведений. Конечно, такой перечень имеется и у КНБ. Если и.о. начальника ДКНБ по Жамбылской области г-н Елюбаев решил засекретить свое письмо, согласно закону (ст.21) он должен был указать в реквизитах документа (носителя) — на основании какого пункта перечня сведений, подлежащих засекречиванию, он это сделал.
Значит, чтобы детально разобраться в данном вопросе, представители КНБ должны предоставить общественности свой ведомственный перечень сведений, подлежащих засекречиванию (сам перечень не может быть секретным), а также показать в нем пункты, в которых указаны сведения, содержащиеся в опубликованном письме. Насколько я понял, г-н Елюбаев, засекретивший свое письмо, в нарушение требования закона, не сослался на соответствующие пункты из перечня.
Кроме того, автор секретного письма, в нарушение все той же статьи 21 Закона «О государственных секретах», не указал в реквизитах секретного документа данные «о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены».
Что тут скрывать?
Я думаю, что два вышеуказанных нарушения закона были допущены как раз в связи с тем, что даже сам автор письма не смог найти в нем секретные сведения из утвержденного в КНБ перечня, также как не смог определить условие для рассекречивания этих сведений.
Если попробовать самому проанализировать содержание секретного письма (пока представители КНБ не разъяснили — какие именно секретные сведения в нем указаны), то можно выделить примерно следующее:
1) в отношении судебного процесса (судьи и участвующего в деле прокурора) ведутся оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление их позиции по гражданскому делу, результаты которого могут повлиять на существо уголовного дела, которое расследуется КНБ;
2) существуют оперативные данные о сговоре работников прокуратуры с подозреваемыми по уголовному делу с целью уклонения последними от уголовной ответственности и от оплаты штрафов за неуплату налогов;
3) просьба об оказании влияния через Генеральную прокуратуру на позицию прокуратуры области по рассматриваемому гражданскому делу с целью исключения неблагоприятных последствий для ДКНБ по Жамбылской области.
Все остальные сведения, на мой взгляд, никак нельзя притянуть хоть к какой-нибудь тайне (не говоря о государственных секретах). И вот, если анализировать вышеуказанные моменты, получается, что все три случая относятся к «фактам нарушения законности государственными органами и их должностными лицами».
У КНБ свои секреты?
Наверняка оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи и прокурора велись незаконно. Если сотрудники прокуратуры вступили в сговор с подозреваемыми — это тоже факт нарушения законности государственными органами. Наконец, просьба об оказании давления на позицию прокуратуры в суде — также свидетельствует о нарушении законности должностными лицами КНБ.
Получается, что письмо засекречено лишь с одной целью: скрыть от общественности нарушения законности, допущенные государственными органами и их должностными лицами. Но ведь согласно ст.17 Закона «О государственных секретах», не подлежат засекречиванию сведения «о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами».
Следовательно, уголовное дело необходимо возбуждать по факту злоупотребления должностными лицами КНБ своими полномочиями, незаконно засекретившими сведения, чтобы скрыть нарушения законности в государственных органах. Однако у нас все переворачивается с ног на голову, и уголовное дело возбуждают в отношении главного редактора газеты, который донес до общественности информацию о существующем произволе в системе государственных органов.
Я не обсуждаю существо уголовного дела об уклонении от уплаты налогов, возбужденного против Махмадова С.Б., я не знаю и не рассуждаю о его отношениях с главным редактором газеты Рамазаном Есергеповым. Я лишь проанализировал содержание опубликованного секретного письма КНБ и реакцию государственных органов на эту публикацию. И мне становится страшно от того общества, которое мы построили. Я понимаю, что все государственные структуры необходимо ставить под жесткий общественный контроль, а не под контроль КНБ. И пресса, СМИ призваны работать именно в этом направлении. А если редакторов сажать за выполнение ими своих прямых обязанностей, мы будем двигаться не в 50-ку конкурентоспособных стран, а в сторону Северной Кореи.
Анастасия УСКОВА
Источник: ЦЭЖ