Руководитель отдела исследований тематических каналов группы «TNS Россия» МАРИЯ КАМЕНСКАЯ о том, что неэфирное ТВ составляет все большую конкуренцию традиционному и как это можно измерить.
Каково проникновение неэфирных каналов в России?
За август-октябрь 2011 года хотя бы на одну минуту на тематические каналы (предлагающие программы одного жанра или ориентированные на узкую целевую аудиторию, характеризующиеся преимущественно кабельным и спутниковым вещанием.- «Ъ»), измеряемые в общероссийской пиплметровой панели TNS (установленное на телевизоре оборудование фиксирует переключения телеканалов и время их просмотра.- «Ъ»), включалось около 45 млн человек это около 69% россиян в городах с населением не менее 100 тыс. человек в возрасте от четырех лет и старше. Для сравнения: в январе-марте этого года аналогичный накопленный охват аудитории тематического телевидения составлял 67%.
Можно ли говорить о том, что неэфирные каналы отнимают часть аудитории у традиционных?
Долгосрочная динамика показывает, что доля аудитории каналов «первой тройки» постепенно снижается, а аудитория тематического телевидения параллельно растет. Сейчас уже более 9% всего телесмотрения населения крупных городов России приходится на тематические каналы.
Отличается ли методика измерения эфирных и неэфирных каналов?
В первую очередь нужно понимать, что классификация эфирного и неэфирного ТВ очень условна. Федеральные телеканалы, часто называемые эфирными, вещают также и через спутниковые системы, в сетях кабельных и IPTV-операторов. Каналы, называемые сейчас тематическими, или неэфирными, помимо кабельных и спутниковых сетей могут вещать на эфирных частотах в отдельных городах. Наши измерения ориентированы не на измерение
В рамках проектов TV Index и TV Index Plus (проект по исследованию аудитории специализированных каналов, запущенный TNS весной 2007 года. «Ъ») ведутся электронные измерения на пиплметровой панели. Но результаты пиплметровых измерений TV Index Plus агрегируются за три месяца, в них нет информации об аудитории отдельных эфирных событий. В рамках же проекта TV Index ведется измерение аудитории программ и рекламных роликов. Критерием попадания канала в TV Index является наличие его приема хотя бы у трети населения региона всей России или отдельного города панели. Например, в настоящий момент в рамках TV Index в Москве измеряются такие тематические каналы, как TV1000 и «TV1000 Русское кино», Discovery Channel и Eurosport. Аналогично в Санкт-Петербурге наравне с федеральными каналами измеряются Discovery Channel, Animal Planet, Sony Entertainment, «365 дней ТВ», в Туле и Уфе измеряется аудитория телеканала «Мир».
Из почти трехсот неэфирных каналов сколько измеряются с помощью панелей? Что с остальными?
Около двухсот каналов измеряются опросным методом. Для попадания в этот блок исследования канал должен реально вещать на территории российских городов с населением более 100 тыс. хотя бы в пяти операторских сетях. Чуть более ста каналов, измеряемых в первом блоке, измеряются также и на пиплметровой панели. Но по ним не ведется мониторинга эфирных событий, и аудиторные показатели усредняются за трехмесячные периоды времени. Чтобы попасть во второй блок измерений TV Index Plus, где этот мониторинг ведется, охват аудитории канала по тестовым пиплметровым измерениям должен составлять не менее 1% населения.
Будет ли TNS прибегать к помощи операторов неэфирного ТВ для измерения аудитории?
Такие проекты нам интересны, и сейчас мы как раз ведем переговоры с несколькими операторами цифрового телевидения об организации исследований, нацеленных на измерение телесмотрения их абонентов.
Интервью взял Павел Белавин
Источник: КоммерсантЪ