Internews Kazakhstan

Мария Каменская: "Около двухсот каналов измеряются опросами, некоторые — и на пиплметровой панели"

Cоздан:   ср, 14/12/2011 - 15:43
Категория:
Тэги:

Руководитель отдела исследований тематических каналов группы «TNS Россия» МАРИЯ КАМЕНСКАЯ о том, что неэфирное ТВ составляет все большую конкуренцию традиционному и как это можно измерить.

— Каково проникновение неэфирных каналов в России?

— За август-октябрь 2011 года хотя бы на одну минуту на тематические каналы (предлагающие программы одного жанра или ориентированные на узкую целевую аудиторию, характеризующиеся преимущественно кабельным и спутниковым вещанием.- «Ъ»), измеряемые в общероссийской пиплметровой панели TNS (установленное на телевизоре оборудование фиксирует переключения телеканалов и время их просмотра.- «Ъ»), включалось около 45 млн человек — это около 69% россиян в городах с населением не менее 100 тыс. человек в возрасте от четырех лет и старше. Для сравнения: в январе-марте этого года аналогичный накопленный охват аудитории тематического телевидения составлял 67%.

— Можно ли говорить о том, что неэфирные каналы отнимают часть аудитории у традиционных?

— Долгосрочная динамика показывает, что доля аудитории каналов «первой тройки» постепенно снижается, а аудитория тематического телевидения параллельно растет. Сейчас уже более 9% всего телесмотрения населения крупных городов России приходится на тематические каналы.

— Отличается ли методика измерения эфирных и неэфирных каналов?

— В первую очередь нужно понимать, что классификация эфирного и неэфирного ТВ очень условна. Федеральные телеканалы, часто называемые эфирными, вещают также и через спутниковые системы, в сетях кабельных и IPTV-операторов. Каналы, называемые сейчас тематическими, или неэфирными, помимо кабельных и спутниковых сетей могут вещать на эфирных частотах в отдельных городах. Наши измерения ориентированы не на измерение какого-то способа доставки сигнала, а на измерение аудиторий каналов, каким бы образом ни транслировался их сигнал.

В рамках проектов TV Index и TV Index Plus (проект по исследованию аудитории специализированных каналов, запущенный TNS весной 2007 года. — «Ъ») ведутся электронные измерения на пиплметровой панели. Но результаты пиплметровых измерений TV Index Plus агрегируются за три месяца, в них нет информации об аудитории отдельных эфирных событий. В рамках же проекта TV Index ведется измерение аудитории программ и рекламных роликов. Критерием попадания канала в TV Index является наличие его приема хотя бы у трети населения региона — всей России или отдельного города панели. Например, в настоящий момент в рамках TV Index в Москве измеряются такие тематические каналы, как TV1000 и «TV1000 Русское кино», Discovery Channel и Eurosport. Аналогично в Санкт-Петербурге наравне с федеральными каналами измеряются Discovery Channel, Animal Planet, Sony Entertainment, «365 дней ТВ», в Туле и Уфе измеряется аудитория телеканала «Мир».

— Из почти трехсот неэфирных каналов сколько измеряются с помощью панелей? Что с остальными?

— Около двухсот каналов измеряются опросным методом. Для попадания в этот блок исследования канал должен реально вещать на территории российских городов с населением более 100 тыс. хотя бы в пяти операторских сетях. Чуть более ста каналов, измеряемых в первом блоке, измеряются также и на пиплметровой панели. Но по ним не ведется мониторинга эфирных событий, и аудиторные показатели усредняются за трехмесячные периоды времени. Чтобы попасть во второй блок измерений — TV Index Plus, где этот мониторинг ведется, — охват аудитории канала по тестовым пиплметровым измерениям должен составлять не менее 1% населения.

— Будет ли TNS прибегать к помощи операторов неэфирного ТВ для измерения аудитории?

— Такие проекты нам интересны, и сейчас мы как раз ведем переговоры с несколькими операторами цифрового телевидения об организации исследований, нацеленных на измерение телесмотрения их абонентов.

Интервью взял Павел Белавин

Источник: КоммерсантЪ